Инструкция по выполнению.
Работа
состоит из трех частей, включающих 39 заданий.
Часть 1
включает 21 задание с выбором ответа. К каждому заданию дается 4 варианта
ответа, из которых только один правильный.
Часть 2
состоит из 12 заданий, на которые надо дать краткий ответ в идее слова
(словосочетания) или последовательности цифр.
Часть 3
включает 6 заданий с развернутым ответом, шрифт 14, без фотографий, не более 3
страниц.
ОТВЕТЫ
НЕОБХОДИМО ПРИСЫЛАТЬ ТОЛЬКО НА БЛАНКЕ ОТВЕТОВ!
Желаем успеха!
ЗАДАНИЯ
конкурса «ПАТРИОТЫ РОССИИ», посвященного 200-
летию Отечественной войне 1812 года среди учащихся учреждений общего и
профессионального образования
При
выполнении заданий в бланке ответов №1 под номером выполняемого Вами задания
(А1 – А21) поставьте знак «+» в клеточке, номер которой соответствует номеру
выбранного Вами ответа
Часть I.
А1. В каком месяце началась Отечественная война, в
которой в итоге русская армия одержала победу над войсками Наполеона.
1. в
июне
2. в июле 1812 г.
3. в августе
4. в сентябре
А2. Укажите дату Бородинского сражения:
1. 26
августа
2. 5 октября 1812 г.
3. 1 сентября
4. 25 декабря
А3. Укажите место трёхдневной «Битвы народов» в 1813., в
которой были разбиты войска Наполеона:
1.
под Берлином
2. под Аустерлицем
3. под Лейпцигом
4. при Ватерлоо
А4. Выберите название ключевого пункта обороны левого
фланга, которым в Бородинской битве командовал Н.И.Багратион:
1.
Шевардинский редут
2. батарея Раевского (18 орудий)
3. земляные укрепления (флеши) у села Семёновское
4. Курганская высота
А5. Выберите имена, с которыми связано партизанское
движение в России во время Отечественной войны
1. П.С.Нахимов,
В.А.Корнилов;
2. Д.В.Давыдов, В.Кожина;
3. М.Д.Скобелев, И.В.Гурко;
4. А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков.
А6. Укажите командующего 3-й русской армией в начале Отечественной
войны 1812 года.
1.
П.И.Багратион
2. М.Б.Барклай де Толи
3. М.И.Кутузов
4. Г.А.П. Тормасов
А7. Соотнесите между собой даты и события:
А. июнь 1815 г. |
1. образование
Священного союза |
1. В1 Г2 Б4 А3
2. Г1 А3 В4 Б2
3. А4 Б3 В2 Г1
4. А2 Б1 В4 Г3
А8. Восстановите хронологическую последовательность
событий 1812 года.
1.
Бородинское сражение;
2. соединение 1-й и 2-й русских армий;
3. Тарутинский маневр;
4. переправа через Березину
1. 1, 3, 2, 4
2. 2, 1, 3, 4
3. 3, 2, 4, 1
4. 4, 3, 2, 1
А9. Определите, что представлял собой «Священный союз», созданный
после победы над Наполеоном:
1. объединение
всех сторонников реформ в Европе;
2. коалиция европейских монархов;
3. объединение ветеранов войны 1812-1814 гг.;
4. объединение сторонников Наполеона.
А10. Назовите государства, подписавшие договор о
Священном союзе в 1815 году:
1. Россия,
Франция, Испания;
2. Россия, Австрия, Пруссия;
3. Россия, Польша, Турция;
4. Россия, Англия, Австрия.
А11. В каком ряду указаны имена военачальников?
1. М. Б. Барклай-де-Толли, П. X. Витгенштейн
2. Ф. А. Бруни, П. А. Федотов
3. М. С. Щепкин, П. С. Мочалов
4. А. А. Дельвиг, Т. Г. Шевченко
А12. Что явилось результатом военного совета в
Филях в
1. решение оставить Москву
2. организация массового партизанского
движения
3. предложение Наполеону закончить войну и
вывести армию из России
4. назначение М. И. Кутузова главнокомандующим
А13. Введение военных поселений относится к
правлению:
1. Александра 1,
2. Александра 2,
3. Александра 3,
4. Николая 1.
А14. Государственный орган, имевший
законосовещательные функции, назывался:
1. 3 отделение С.Е.И.В.канцелярии,
2.
Государственный совет,
3. Государственная Дума,
4. Негласный комитет.
А15. Какое событие произошло раньше:
1. основание
Казанского университета,
2. основание Царскосельского лицея,
3. открытие Высших женских курсов,
4. открытие Славяно- греко-латинской академии.
А16. Кто из указанных военачальников прославился в
Отечественной войне 1812 г.?
1. В.А.Корнилов,
2. П.И.Багратион,
3. Ф.Ф. Радецкий,
4. А.В. Суворов.
А17. Прочтите отрывок и укажите брата императора: «… после
примечательного разговора в
1. Павел
Петрович,
2. Николай Павлович,
3. лександр Николаевич,
4. лександр Александрович.
А18. Как в начале 19 века называлось сословие, освобожденное
от обязательной государственной службы?
1.купцы,
2.дворяне,
3. мещане,
4. бояре
А19. Какой термин относится к развитию российской
культуры первой половины 19 века?
1. футуризм,
2. сюрреализм,
3. романтизм,
4. модернизм.
А20. Что было одной из характерных черт развития российской
культуры первой половины 19 века?
1. художники
– передвижники.
2. «Могучая кучка».
3. парсуны.
4. ампир.
А21. В состав Российской империи в начале 19 века вошла
территория:
1.
Украины,
2. Финляндии,
3. Крыма,
4. Средней Азии.
Часть 2
Ответом с заданиями этой части (В1 – В12)
является слово (словосочетание) или последовательность цифр. Впишите ответы
сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов №1 справа от
номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых
и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной
клеточке в соответствии с приведенной в бланк образцами. Общее число букв в
ответе не должно быть больше 17. имена российских государей следует писать
только буквами (например: НиколайВторой).
В1. Расставьте в хронологической последовательности названия
населенных пунктов, где разворачивались главные события Отечественной войны
A) Тарутино
Б) Бородино
B) Шевардино
Г) Малоярославец
В2. Какие три положения характеризуют аракчеевщину:
1. палочная дисциплина в армии,
2. автономия университетов,
3. судебная реформа.
4. военные поселения,
5. ужесточение цензуры,
6. земства.
В3. Напишите название города, о котором говорится в тексте.
«Благодаря быстроте движения Барклая от Дриссы к Витебску и
мужественному сопротивлению небольшого корпуса Остермана-Толстого, выставленного
для задержки движения главных сил Наполеона, замысел Наполеона не удался; но и
Барклаю не удалось в Витебске соединиться с Багратионом, которому, вследствие
стремительного натиска на него Даву, пришлось отступить к (...), где и
произошло, наконец, соединение обеих армий. Здесь произошло значительное
кровопролитное сражение, причем армия русская выступила из (города) лишь после
того, как он был превращен канонадой неприятеля в груду пылающих развалин».
В4.Какие
три из перечисленных событий относятся к правлению Александра1:
1. «Введение
к уложению государственных законов»,
2. создание Негласного комитета,
3. введение суда присяжных заседателей,
4. Крымская война,
5. учреждение Государственной Думы,
6. Континентальная блокада.
В5. Установите соответствие:
Реформы |
Даты |
А.
денежная реформа Е.Ф. Канкрина. |
1. |
В6. Какие события относятся к Отечественной
войне?
1.Смоленское сражение,
2. оборона Севастополя,
3. бои под Малоярославцем,
4. Чесменское сражение,
5. оборона Шипки,
6. Тарутинский марш.
В7. Расположите в хронологической
последовательности:
1.указ о «вольных хлебопашцах».
2. введение труда посессионных крестьян.
3. отмена крепостного права в России.
4. перевод крестьян на обязательный выкуп.
5. введение «урочных лет».
В8. Установите соответствие между войнами и
результатами:
Войны |
Результаты |
А.
Отечественная война. |
1.
Получение независимости Сербией, Черногорией, Румынией. |
В9. Установите соответствие между фамилиями и
их деятельностью:
Личность |
Деятельность |
А. В.Г.
Белинский |
1.критик |
В10. Все ниже перечисленные, кроме одного, полководцы
относятся к 19 веку.
Кутузов, Багратион, Скобелев, Гурко, Нахимов, Рокоссовский.
В11. Название марша-маневра русских войск под
командованием М.И.Кутузова после оставления Москвы осенью 1812 года.
В12. Заполните пустые ячейки таблицы:
Правитель |
Война |
Событие |
Иван IV |
Ливонская |
А |
Б |
Северная |
В |
Екатерина
II |
Г |
Д |
Александр
I |
Е |
Смоленское
сражение |
1. распад Ливонского
ордена,
2. Отечественная война,
3. русско-турецкая война 1768-74 гг,
4. Чесменский
бой,
5. Полтавская битва,
6. Петр I,
7. Елизавета I,
8. Синопский бой,
9. бои за Малахов курган.
Часть 3
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на
вопросы С1 – С6. Ответы предполагают использование информации из источника, а
также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Запишите сначала
номер задания (С1, С2, и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы
записывайте четко и разборчиво
Прочитайте отрывок из работы историка А. А. Корнилова и ответьте на вопросы.
«Между обоими императорами произошло свидание на Немане... Здесь Александру
впервые пришлось проявить во всем блеске свой замечательный дипломатический
талант, так как Наполеон предложил ему вести переговоры непосредственно, без
участия министров, и Александр охотно согласился на это. Ему при этом пришлось
потратить особенно много усилий на то, чтобы удержать Наполеона от полного
уничтожения Пруссии. Пруссия была, однако же, доведена до небывалого унижения:
она потеряла половину своей территории и из великой державы превратилась на
время в зависимую от Наполеона страну...
При
переговорах Наполеон не хотел считаться ни с кем, кроме Александра, с которым
он был намерен до поры до времени делить господство над миром. Александр, понимая,
что сейчас дальнейшая борьба невозможна, решился пойти временно навстречу
желаниям своего соперника... Но непременным условием мира Наполеон ставил, в
случае отказа Англии от поставленных ей условии, — а на них она заведомо не
могла согласиться, — объявление ей Александром войны с принятием вместе с тем
пресловутой континентальной системы. Эта изобретенная Наполеоном система
состояла в том, что все союзные с ним или зависимые от него государства Европы
отказывались от торговых сношений с Англией и обязывались не допускать в свои
порты английские торговые суда. Александр обязывался, кроме того, заставить
разорвать с Англией и принять участие в направленной против нее континентальной
системе Швецию и Данию; причем можно было заранее предвидеть, что Швеция, совершенно
беззащитная от нападения англичан, на это согласиться не может, король же ее, Густав
IV, обнаруживал фанатическую ненависть к Наполеону. Таким образом, уже тогда
можно было предусмотреть неизбежность нападения Англии и Швеции на Россию с
моря и суши вблизи Петербурга. Между тем в это время северный берег Финского
залива принадлежал Швеции. Поэтому Наполеон совершенно основательно, со
стратегической точки зрения, указывал Александру на необходимость его
завоевания. Таким образом, в Тильзите было подготовлено присоединение Финляндии
к России, для чего нам пришлось в 1808 и 1809 гг. вести нелегкую двухлетнюю
войну со Швецией».
С1. В каком городе состоялась встреча
императоров? В каком году она происходила?
С2. Используя свои знания, укажите, по какой
причине Александр I вступил в переговоры с Наполеоном. Какие страны были в это
время союзниками России?
СЗ. Какова была цель внешней политики
Наполеона? На какие уступки вынуждена была пойти Россия в результате соглашения
с Наполеоном?
С4. Назовите главные задачи, которые стояли
перед Александром I в первые три года его правления. (Укажите не менее двух
задач.) Приведите примеры действий императора, направленных на решение этих
задач. (Укажите не менее четырех примеров.)
С5. Две точки зрения на деятельность командующего М.Б. Барклая де
Толли:
1.Критическая. ( П.И. Багратион).
2. Избранная им тактика была единственно правильной.
Укажите, какая из них вам более предпочтительна.
Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут подтвердить вашу точку
зрения.
С6. Выберите одного исторического деятеля и напишите его
исторический портрет:
1.Александр
1.
2. М.И. Кутузов.
3. М.М. Сперанский.