Принятие новой редакции закона о политических партиях было связано с протестами
в начале 2012 года. Возможно, власти решили, что упросив процедуру регистрации
новых организаций, они смогут снять напряжение, которое появилось между
гражданами и политической системой. Идея верная, но еще не подтвержденная жизнью.
И главный вопрос здесь такой: а смогут ли старые и новые политические партии
нормально работать по новым правилам? У многих и по старым правилам не особенно
получалось делать что-то более или менее осмысленное. А теперь нужно будет
оправдывать новые надежды и конкурировать с большим количеством политических
сил.
Очевидно, что кто-то выигрывает в большей, а кто-то в меньшей степени. В первую
очередь это связано с тем, что одни политические партии вполне боеспособны,
хоть и недооценены, тогда как другие переоценены.
Одной из переоцененных партий, как показало последнее полугодие оказалось
"Правое дело". Несмотря на то, что гражданский протест носил
преимущественно либеральный характер, это партии не удалось ничего получить ни
на выборах, ни после них. Вполне вероятно, что об этой партии никто не вспомнит
до начала следующего федерального избирательного цикла. Шансы ее к тому же
значительно уменьшаются из-за деятельности Михаила Прохорова, который будет
создавать свою политическую силу, правда, пока не ясно какую.
Второй партией, которая может что-то получить от изменений в политической
системе — это "Яблоко". Но и здесь не без сложностей. Проблема для
"Яблока" заключается в том, что она стала резко леветь, что
отталкивает часть ее традиционно электората, но новых избирателей особенно не
даёт. К тому же, есть у этой партии серьезный крен в сторону работы в столицах.
Если у "Правого дела" о существовании региональных ячеек практически
никто ничего не знает, то у "Яблока" они есть, но видны в основном
петербургская и московская организации. И это не особенно хорошо будет
сказываться на развитии партии, особенно если будет и дальше идти усиление
влияния партий на политический процесс в регионах.
Из "старых" политических партий остается только "Патриоты
России" Геннадия Семигина. И, вероятно, именно эта партия имеет потенциал
стать бенефициаром от изменений в законодательстве. Первая причина этого
заключается в отсутствии вождизма у Семигина. Несмотря на то, что он создал эту
организацию в 2005 году и бессменно её возглавляет, такой ситуации, когда
слышен только его голос и важно только его мнение нет. Наоборот, мы получаем
много информации с мест, где активно работают различные люди. Во много это
может быть связано с тем, что партия создавалась как объединение патриотических
организаций. Несмотря на семилетнюю историю до сих пор можно понять, кто к
какой организации относится. И не стоит расценивать это как признак слабости,
наоборот, поскольку идея, которая объединяет "Патриотов России"
вместе серьезна, можно позволить себе и такое многообразие. Не малая роль здесь
принадлежит и самому Геннадию Семигину, его политический опыт позволяет
работать в партии с разными группами, находить с ними общий язык. Этому
способствует его большой опыт и в сфере политики, и в сфере бизнеса, и в сфере
науки. Нетипичное сочетание для современного политического деятеля, которые
сейчас в большинстве своем приходят с чиновничьей работы. У Семигина иной опыт
и, видимо, благодаря этому ему удается поддерживать политическую партию, которая
не имея представительства в федеральном парламенте, сумела создать много
сильных организаций, которые даже проводят своих заместителей губернаторов, как
это произошло в конце мая в Ярославской области. Тут еще можно отметить, что
направление работы этого зама самое принципиальное — жилищно-коммунальный
комплекс, дорожное хозяйство, транспорт и энергетики. Совсем не случайно, что
именно по этому направлению губернатор назначил себе зама-"патриота".
Вся программа партии Геннадия Семигина направлена на решение тех социальных и
экономических проблем, которые для страны наиболее болезненны. Впрочем, это не
кажется странным, если у партии такое название. С другой стороны, даже
удивительно, что Семигин не пытается работать на поле великодержавной риторики,
как делала, например, партия "Родина". Семигин уходит от этого
измерения патриотизма и говорит о том, что людям близко, что людям понятно — и,
главное, важно.
Видимо, именно по этой причине в партию идут те люди, которые обладают большим
практическим опытом и уважением среди людей. Не будем далеко уходить от той же
Ярославской области. В конце мая там произошла реорганизация и их первичных
организаций была создана общегородская, которую возглавила заслуженный работник
здравоохранения Российской Федерации Вера Никольская, трижды избиравшаяся
депутатом Государственной думы области и дважды депутатом областного центра.
Представляется, что именно такая тактика и должна привести политическую партию
к долгосрочному успеху: работать не по популистким "вершкам", а по
системным "корешкам".
Сайт НИА-Кузбасс
18.06.2012
|