1 сентября страна по традиции отмечает День знаний. В этот день, как всегда, в школах и вузах много цветов, улыбок, радости от встреч с одноклассниками и любимыми учителями. Но год от года из праздника уходит его легкость и беззаботность. Ученики, студенты, преподаватели, родители испытывают все большее чувство тревоги за будущее нашей школы. Причина – в перманентной реформе российского образования, цели которой до конца неясны, а способы решения назревших проблем, мягко говоря, спорны.
Сегодня доля ВВП на финансирование образования в России составляет 4,2%. У Бразилии этот показатель равен 8% (и будет увеличиваться), у Дании – 8%. У нас в соответствии со «Стратегией – 2020» предусмотрено увеличение бюджетного финансирования: к 2020 году на 1,2%. Стоит ли говорить, что для страны, переживающей «модернизацию», этого явно недостаточно.
Депутаты Государственной думы планируют принять новый закон «Об образовании в Российской Федерации» на осенней сессии. При этом они готовятся к жарким дебатам. «Компромиссный» проект неоднократно возвращался на доработку, и был внесен правительством в парламент только в середине лета. В ходе всенародного обсуждения только в Интернете в него было внесено более 10 тысяч поправок.
Никто не спорит, что принятые в 1992-м и 1996-м годах законы об образовании устарели. Мы признали, что и в России возможно сосуществование государственных и частных форм образования. Спорят о другом. Если отказываемся от одной из лучших в мире систем образования – советской, что получаем взамен? Последние годы метаний в этой сфере уже принесли свои, плачевные результаты, которые заметны всем. Педагоги, принимающие экзамены, рассказывают, как подающие надежды старшеклассники называют первым президентом России…Брежнева, думают, что Освенцим – это сплав, проводящий электричество, а Бабий Яр - место, где деревенские женщины собирают ягоды. Школа из общественного института развития, формирующего из ребенка личность, гражданина, превращается в сферу оказания услуг со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но как раз с этим и не может согласиться большая часть общества.
Если закон будет принят, нам придется распрощаться с важнейшими принципами российской системы образования, которое перестанет быть всеобщим, обязательным, бесплатным и качественным.
Вопросы, на которые депутатам совсем скоро предстоит дать ответы, вполне конкретны. Действительно ли в детских садах за детьми будут только «присматривать», а все формы развивающего и корректирующего воспитания упразднят? Правда ли, что ли средняя и высшая школы станут в основном платными? Правда ли, что «изгоями» школьной программы будут естественные науки – физика, химия, биология и т. д? Действительно ли размер зарплаты учителя будет формироваться по принципу «чем больше учеников, тем больше зарплата», а размеры школьных классов при этом учитываться не будут? И все это будет способствовать ускорению процессов социального расслоения, и будущее каждого конкретного ребенка будет зависеть исключительно от доходов его родителей?
За последние годы уже очень многое сделано по части сиквестра прежней системы образования. С 2006-го по 2011-й годы в России было закрыто около 6 тысяч школ, десятки институтов, практически разрушена система начального профессионального образования, вместо экзаменов введен ЕГЭ, Россия присоединилась к «болонской» системе высшего образования. В результате всех этих «новаций» российское образование оказалось в глубоком кризисе. Авторам нового законопроекта нужно сильно постараться, чтобы убедить вполне зрелое сегодня гражданское общество России в том, что страхи за будущее нашего образования, а значит, за будущее страны, беспочвенны либо преувеличены. В противном случае проведение реформы с опорой на закон придется все-таки отложить.