«ПАТРИОТЫ РОССИИ»: «Региональные законы о выборах должны соответствовать
Конституции РФ»
В Центральной избирательной комиссии в режиме видеоконференции
прошло заседание, на котором обсудили практику взаимодействия избиркомов с
политическими партиями по реализации их права на участие в выборах.
Речь шла о предстоящем 8 сентября 2013 года едином дне голосования. И, надо
сказать, регионы активно корректируют свои областные законы о выборах
законодательных собраний. Большая часть субъектов (кроме Ярославской области,
где закон о выборах областной Думы планируют принять 30 апреля этого года)
привела законодательные акты в соответствие с изменениями федерального
законодательства. Актуальные редакции законов размещены на сайтах 14
избиркомов, и все желающие могут с ними ознакомиться.
Исключение, по сути, составила только избирательная комиссия Республики
Калмыкия. Видимо, ее избирком и лично председатель комиссии А.Н. Дикалов не
считают нужным знакомить общественность с новой редакцией закона «О выборах
депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия». На сайте
калмыцкого избиркома последние изменения в раздел «нормативная база» вносились
аж в октябре 2007 года.
В этой связи непонятно, почему информацию о корпоративах, которые проводит
избирком Калмыкии, с фотографиями прочесть и увидеть можно, а закон о выборах
депутатов – нет. Почему с тостами и здравицами в честь дня рождения председателя
избиркома ознакомиться можно (здоровья и успехов Александру Николаевичу!), а с
документами, представляющими интерес для партий и выдвигаемых ими кандидатов,
нет.
Если к этому прибавить противоестественный разгон всех участковых комиссий в
Элисте и более чем странное формирование их новых составов, то можно задаться
вполне справедливым вопросом: калмыцкий избирком и лично председатель
комиссии А.Н. Дикалов собираются проводить выборы в парламент республики? Ведь
до начала избирательной кампании осталось 37 дней, включая 14 праздничных,
а подготовительной работы Калмыцкого избиркома к выборам мы пока, к
большому сожалению, не видим.
Изучение избирательных законов субъектов федерации показало, что в целом они
довольно качественные, видно, что над ними серьезно работали.
Вместе с тем, в законах Иркутской и Ростовской областей
обнаруживается целый ряд нюансов и противоречий.
В частности, закон о выборах депутатов Законодательного собрания Ростовской
области содержит две противоречивые нормы. Первая - в статье 19, пункте 7.
Здесь говорится о том, что выдвижение кандидатов и списков
кандидатов может начинаться не ранее чем за 73 дня до дня голосования, а статья
22, пункте 6.1 записано, что решение о выдвижении кандидатов может
происходить не ранее чем через 10 и не позднее чем через 30 дней со дня
опубликования решения о назначении выборов. Обе правовые нормы утверждены в
этом году – 13 марта, и их одновременное применение сокращает на 2-16 дней
сроки выдвижения партиями кандидатов в депутаты.
Что касается закона Иркутской области о выборах депутатов Законодательного
собрания, то в нем одна из норм противоречит решению Конституционного суда
России. О чем идет речь? В законе Иркутской области написано, что
политические партии при формировании списка обязаны сформировать 22
территориальные группы. И если из списка выбывает одна региональная
группа, тогда весь список (минимум 67 человек) снимается с выборов.
Еще в 2008-м году данная норма аналогичного закона Вологодской области была
признана КС незаконной. Решение принято именем Российской Федерации, оно
окончательное, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после
оглашения и не требует подтверждения другими должностными лицами. Непонятно
почему законодатели Иркутской области повторили эту ошибку и проигнорировали
решение КС?
Ситуация в Иркутской области развивается достаточно серьезно. Шесть партий
написали обращения председателю Законодательного собрания Иркутской области,
губернатору, прокурору. Сама избирательная комиссия обратилась к заксобранию с
просьбой пересмотреть эти нормы. Сегодня депутаты собирались на заседание, но
никаких поправок не внесли.
На заседании ЦИК я предложил следующий алгоритм работы.
ЦИК РФ, ее правовое управление должны проанализировать названные нормы и
положения ростовского и иркутского законов о выборах, и если они сочтут, что
прав представитель «ПАТРИОТОВ РОССИИ», то пишут соответствующее обращение в
законодательные органы этих областей с предложением исправить законы,
противоречащие решениям Конституционного суда России.
В случае если призыв Центризбиркома России услышан не будет, предлагаю, как
это у нас, к сожалению, уже было, чтобы ЦИК РФ принял решение и рекомендовал
соответствующим избиркомам не применять эти нормы.
И последнее, мне кажется, что региональные избирательные комиссии должны
прислушаться к позиции Центризбиркома России формировать группы контроля за
использованием системы ГАС «Выборы» после завершения регистрации списков
кандидатов, включая в них членов избирательных комиссий с правом совещательного
голоса от всех политических партий, зарегистрировавших списки кандидатов на
соответствующих выборах.
Считаю, что все решения и постановления ЦИК РФ должны исполняться
неукоснительно. Пока же существуют противоположные примеры. ТИКи Северной
Осетии -Алании, например, умудрились нарушить пункт 8.7. Постановления ЦИК
России от 5 декабря 2012 года и не включить 109 представителей парламентской на
территории республики партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» в состав УИКов. Сейчас жалобы на
эти решения находятся на рассмотрении избиркома республики. В случае
отрицательного ответа мы будем обращаться в ЦИК РФ.
Евгений Шевченко,
председатель Центральной контрольно-ревизионной комиссии
партии «ПАТРИОТЫ
РОССИИ»,
представитель партии в Центральной избирательной комиссии РФ
|