Проблемы миграционной политики и все,
что связано с ее реализацией в нашей стране, практически постоянно находится в
центре общественного внимания. Сегодня мигранты (главным образом из стран
Ближнего зарубежья) – это уже не просто реальность больших и малых российских
городов, а каждодневность, отягощенная массой сложностей и конфликтов, ярко
выраженным идеологическим, психологическим и бытовым дискомфортом для
значительного числа россиян.
В эти дни в информационном пространстве сошлись
две новости, касающиеся процессов миграции. С одной стороны, Российский
совет по международным делам (РСМД) и Федеральная миграционная служба России
представили совместный проект, практическим результатом которого стала
хрестоматия «Миграция в России. 2000-2012» и справочник «Миграционное поле
России». В их презентации в РИА «Новости» участвовали президент РСМД, в прошлом
министр иностранных дел Игорь Иванов и руководитель ФМС России Константин
Ромодановский. Журналистам представили аналитический сборник статей, по которым
можно судить о том, какой путь за десять лет прошла Россия, внедряясь в новую
для себя после распада СССР проблему миграции - законной и незаконной.
С другой стороны, СМИ сообщили, что в
Москве стражи порядка в очередной раз проверили еще одну промышленную зону и
задержали там 236 выходцев из республик Средней Азии. Не берем сейчас в расчет
сообщения из других российских регионов о том, что приезжие из Узбекистана
подрались с местными жителями, что еще один выходец из Таджикистана совершил
кражу в магазине и так далее… Подобной информации каждый день в избытке. Но
именно этот контраст - академического и повседневного - характеризует
неоднозначность ситуации вокруг проблемы.
Сегодня, по данным Федеральной миграционной
службы, на территории страны находится 10,8 миллиона иностранных граждан, из
них только 2,2 миллиона имеют право на законную трудовую деятельность, 3,7 млн
приехали без цели устроиться на работу, еще 3,3 млн составляют так
называемую «группу риска» – они находятся на территории России больше
разрешенных законом 90 суток…
За четыре месяца этого года в Российскую
Федерацию въехали 5,9 миллиона иностранных подданных, что значительно
больше всех предыдущих лет. За это же время разрешения на работу получили
всего 317,5 тысяч человек, в качестве высококвалифицированного специалиста
зарегистрированы 4,6 тысячи (для справки, по нашему законодательству,
зарплата такого профессионала должна составлять 2 млн рублей в год или более!).
Не удивительно, что активно вынуждены работать правоохранительные органы и ФМС.
За четыре месяца ими было проведено 202 тысячи мероприятий по выявлению фактов
нарушения миграционного законодательства, оформлено более 630 млн протоколов об
административных правонарушениях в сфере миграции, наложено 1,6 млн рублей
штрафов...
Официальная статистика только подтверждает, что
неторопливый (редкое исключение – если президент потребовал исполнить
поручение к конкретному сроку) процесс инициирования, прописывания
законодателем правовых норм, никем не изучаемая правоприменительная
практика не успевают за происходящим на улицах наших городов. Российские
граждане, в отличие от чиновников, не видят позитивного результата от
увеличения потока мигрантов и не находят прямой связи между ростом темпов нашей
экономики и расселением по территории РФ чуждых русским (в широком смысле
этого слова) народов.
Сегодня Федеральная миграционная служба не без
гордости сообщает о том, что она сумела создать единую базу данных всех
приезжающих в нашу страну мигрантов, и что благодаря этому удается выявить тех,
в отношении кого впоследствии применяются различные меры наказания. Например, с
января 2013 года за незаконное пересечение границы РФ был закрыт въезд на
территорию страны 53 026 иностранным гражданам. Так же были наказаны
38 514 иностранцев, которые нарушили трехмесячный срок пребывания.
Думается, что большинство россиян волнует не вопрос наказания незаконных
мигрантов, а предотвращение самого незаконного заезда к нам нежелательных
гостей.
Факт пересечения границы – это только первый шаг
на пути осваивания мигрантами новой и такой привлекательной территории. В
способах они не стесняются: снимают одну квартиру и выдавливают всех остальных
жильцов с лестничной площадки, оккупируют под свои «посиделки» детские городки
и скверы, могут «аукаться», стоя на разных концах переулка, вести себя, как дома,
в магазинах, районных поликлиниках, где работают их земляки. Граждане
обращаются в приемные партии и с тревогой спрашивают: почему так? Как учиться
нашим детям в одном классе с детьми мигрантов, которые не знают русского языка?
На каком основании, например, в Москве, строится то ли временное, то ли
постоянное жилье для «гостей столицы», и кто будет регулировать порядок
проживания там? По всему видно, местная власть предпочитает ни во что не
вмешиваться, и люди остаются один на один с новыми проблемами.
Уверен, Россия не должна «открывать Америку»,
проходить «свой» путь, разбираясь с различными аспектами проблемы миграции. И
хотя некоторые чиновники утверждают, что быстро и качественно в России с этим
не справиться, нам следует не только всерьез заняться изучением опыта
стран, которые уже обожглись на «мультикультурности», но и начать
применять их положительный опыт.
Первое, что надо делать сегодня, это
навести порядок в предоставлении квот на работу и не пускать в страну ни
одного мигранта сверх этой нормы. Предприниматели должны повернуться лицом к
собственным трудовым ресурсам, наладить цивилизованный диалог с
ними, стараться замещать вакансии гражданами собственной страны. Плюсов
от такого поворота – более чем достаточно. Наши собраться по СНГ начнут
понимать, что Россия – не проходной двор, а россияне, наконец, поверят, что
политика в стране проводится в первую очередь, в интересах собственных граждан,
а уже потом – всего остального.
Чрезвычайно важно здесь вернуть доверие к
программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую
Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Государство должно навести
порядок в ее реализации, еще раз обсудить материальную составляющую
переселения, до мелочей продумать механизмы не только возвращения на Родину, но
и адаптации тех, кто надумает переезжать.
Наверное, есть смысл на государственных каналах
телевидения показывать сюжеты из территорий, которые обозначены как регионы
приоритетного заселения – Бурятии, Забайкалья, Приморья, Хабаровского края,
Камчатки… Общественное внимание к конкретным семьям переселенцев заставит
чиновников не только «слова говорить», а на практике демонстрировать свое
умение помогать соотечественникам обустроиться на новом старом месте, изменить
демографическую и экономическую ситуацию в регионе.
Один из экспертов по проблемам миграции недавно
вспомнил применительно к теме: прежде США считали «плавильным
котлом», а теперь – больше «салатом», в котором «ингредиенты не
перемешиваются».
Россия – не «плавильный котел», и, конечно же, не
должна стать «салатом» - пусть даже органичным. Проводя зрелую и
взвешенную миграционную политику, мы должны сохранить свою идентичность,
укрепить уверенность собственного народа в приоритетности задач, призванных
улучшить его жизнь. В числе способов решения этих задач может стоять и
привлечение мигрантов - в качестве вспомогательных и дополнительных трудовых
ресурсов. Не более того. И это должно быть понятно и им, и главное - гражданам
России.
|