«ПАТРИОТЫ РОССИИ»: «Закон об
отмене выборов мэров крупных городов не решает старых проблем, но создает
новые»
Рабочая группа по реформированию
местного самоуправления (МСУ) и депутаты Госдумы от «Единой России» и ЛДПР
внесли на рассмотрение парламента законопроект, предусматривающий отмену прямых
выборов мэров крупных городов. Ссылаясь на запрос главы государства,
обозначенный в Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года, авторы инициативы
обещают, что если ее одобрят, то полной отмены выборов глав МСУ все равно не
произойдет - в малых городах народное волеизъявление останется.
Поправки к закону «Об общих
принципах организации местного самоуправления в РФ» (МСУ) отменяют прямые выборы
глав крупных городов с районным делением. Мэров предполагается назначать из
состава депутатов, они же будет возглавлять городские думы. За городское же
хозяйство будут отвечать принятые на работу по контракту сити-менеджеры.
Предлагается и новая схема
формирования и органа представительной власти таких городских округов - из
депутатов, делегированных районами.
В качестве мотива для таких
перемен разработчики называют то, что в крупных городах осуществление местного
самоуправления «привело во многих случаях к потере связи между населением и
городской властью», поэтому «слабо контролируемая» власть, имеющая значительные
материальные и финансовые ресурсы, нередко оказывается малоэффективной, а ее
деятельность сопровождается коррупционными скандалами. Для устранения этих
проблем, по мнению авторов, нужно распространить двухуровневую модель
организации МСУ на крупные городские округа. Для этого вводятся два новых вида
муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и
внутригородской район.
Реформа может коснуться 67
городов, в которых есть деление на районы, 56 из них - центры субъектов
федерации, что на деле означает лишение прямого избирательного права миллионов
наших сограждан.
Также предполагается в
муниципальных районах установить единственный способ формирования
представительных органов — из глав поселений, входящих в состав муниципального
района, и из представителей депутатского корпуса поселений. Главу
муниципального района и спикера будут избирать депутаты из своего состава, а глава
местной администрации будет назначаться на должность по контракту. В сельских
поселениях предусмотрена возможность осуществления полномочий главы местной
администрации главой муниципального образования.
Безусловно, с текстом внесенных
поправок к закону о МСУ нужно знакомиться более подробно, но уже сейчас
очевидно, что идея, мягко говоря, небесспорная.
Местное самоуправление вообще
давно требует к себе пристального внимания, но особо нужно заниматься главной
его проблемой – это несоответствием объема полномочий МСУ, которые в последние
годы только увеличиваются, его финансовым возможностям, которые весьма скудны.
Есть и нюанс, который становится
все очевиднее на уровне сельских поселений, где уровень депутатского корпуса
довольно невысокий. В некоторых поселениях мы, например, сталкивались с тем,
что в период выборных кампаний очень сложно было найти людей, которые хотели бы
работать в системе МСУ, где, как известно, очень низкий уровень заработной
платы. С подобными трудностями, насколько мне известно, сталкивались и другие
политические партии.
Реформа системы местного
самоуправления нужна, но «ПАТРИОТЫ РОССИИ» не могут согласиться с отменой
выборов мэров, а косвенно и представительных органов власти, в крупных городах.
Именно в городах сконцентрировано политически грамотное население, и, давая ему
право выбирать главу государства, депутатов Государственной Думы, доверяя этому
выбору, довольно странно лишать его этого права на муниципальном уровне.
Внедрение двухуровневой системы
выборов депутатов нельзя считать укреплением демократии. Напротив, это не
только внесет ненужную неразбериху, а еще более отдалит власть от общества, от
насущных проблем граждан. Кроме того, открываются вполне легальные возможности
допускать к принятию важных для исполнительной власти решений только самых
лояльных депутатов. И завуалировать именно этот «интерес» не получится.
Таким подходом к реформе местного
самоуправления создается дополнительная точка напряжения в отношениях городской
власти с гражданами, а вовсе не решаются уже имеющиеся проблемы, главная из
которых, я уже сказала, несоответствие финансирования МСУ возложенным на него
обязательствам. Предпринимать подобные действия все равно, что в не
отремонтированной комнате переставлять мебель, чтобы прикрыть ею выбоины в полу
или дыры в стенах.
Озвученные предложения не решают
ни одной проблемы местного самоуправления, а лишь создают новые. И прежде чем
«протаскивать» их через Государственную Думу парламентскому большинству не
мешает еще раз все тщательно взвесить.
Надежда Корнеева, заместитель
председателя политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ», член Центрального
политического Совета, депутат Госдумы III созыва, заместитель председателя
Комитета по местному самоуправлению
|