В
последние дни августа страну накрывает особая атмосфера ажиотажа – мы готовимся
к началу нового учебного года. Более 15 миллионов школьников (в том числе 1 800
тысяч первоклассников), порядка 4 миллионов студентов с членами своих семей,
друзьями и знакомыми обсуждают предстоящую смену алгоритма жизни. День знаний 1
сентября (или 2 сентября, как в этом году) – праздник цветов, улыбок, радостных
встреч и поздравлений.
От
всей души поздравляю всех, кто имеет отношение к началу нового учебного года –
школьников и студентов, учителей и преподавателей, родителей – с Днем знаний!
Ведь именно в школе, в вузе закладывается фундамент развития России, ее
движения вперед. Если система образования справится с вызовами времени, с ними
справится и страна. Желаю всем интересного, насыщенного учебного процесса, взаимопонимания,
успехов в ежедневной учебной работе, побед на олимпиадах, здоровья и счастья!
Мы
искренне радуемся открытию новых школ, победам наших школьников и студентов на
международных олимпиадах, созданию инновационных учебных заведений. Но, тем не менее,
в системе образования еще очень много проблем, и многие из них не решаются из
года в год. Считаю, что 1 сентября - еще один повод вспомнить об этих
проблемах.
Образование
в России становится все дороже, а это значит – все менее доступным для многих
граждан. Вот последние данные ВЦИОМ о том, сколько стоит собрать ребенка в
школу. Строго говоря, эти траты косвенные, но без них тоже не обойтись в канун
1 сентября. Жители России в среднем тратят или готовы потратить в текущем
году на подготовку ребенка к школе 26 986 руб. С 2017 года эта цифра выросла
более чем вдвое (12 745 руб.) и, конечно, никак не коррелируется с низкой
инфляцией. Напомню, при этом, по данным Росстата, средняя зарплата в стране
составляет 42 595 рублей, что, конечно, немного. Но в 68 субъектах федерации
она существенно ниже: в Ивановской области, например, 26 тысяч рублей, в
Дагестане - 24 тысячи. И реальные доходы населения не растут уже несколько лет
подряд.
Оставим
за скобками семьи с высоким достатком, которые имеют возможность оплатить
обучение ребенка в любой гимназии или вузе. Таких в стране немного. Для
основной массы обучение даже в обычной школе или на бюджетном месте в вузе
становится все более дорогим удовольствием (стипендии в 1,5 тысячи рублей вряд
ли стоит брать в расчет). Профильное министерство продолжает отзывать лицензии
у вузов, в результате чего число бюджетных мест сокращается, а плата за
обучение возрастает.
И
это – не единственная позиция, которая требует дополнительных материальных
затрат. Никуда не делись поборы с родителей, хотя чиновники считают, что школы
обеспечены всем необходимым. В провинции школы, когда дети изучают информатику
на единственном в классе компьютере, не редкость. Довольно часто и
студентам, особенно платных отделений, приходится постигать премудрости будущей
профессии, закупая все необходимые подручные средства и материалы за свой счет.
Единственный
на целый класс компьютер – это еще полбеды. На фоне блистательных учебных
центров, вроде «Сириуса», даже как-то неловко говорить о школах, которые
находятся в ужасающем состоянии. Мне представляется, что реформаторам
образования меньше нужно увлекаться модными поветриями, а больше бывать «на
земле», реально выравнивать то самое общее образовательное пространство, о
котором так много говорят.
Два
года назад Ольга Васильева, тогда еще министр образования и науки (теперь
министр просвещения), сказала о 3 400 школах, где туалеты находятся на улице, и
«2 000 школ, которые подпирают доски, потому что они просто расходятся». Вот
интересно, ремонтные бригады дошли во все эти школы? Везде ли на должном уровне
организован подвоз детей в школу – хороши ли автобусы, дороги? Униженный
неприемлемыми условиями жизни, разрухой ученик никогда не станет
успешным, конкурентоспособным, хорошо образованным, настоящим патриотом нашей
великой Родины. А измученный безденежьем (средняя зарплата учителей составляет
38 419 рублей, однако сами они заявляют, что редко получают больше 20 тысяч),
непомерным объемом нагрузок (сейчас в школах добавляется второй иностранный язык
и уроки шахмат) и писанины учитель не сможет качественно ни научить, ни
воспитать.
Очевидно,
что необходим большой разговор о том, в каком сейчас состоянии находится
система образования России, причем не элитные ее учреждения, в том числе
создающиеся опорные школы РАН, а массовый сектор – со второй сменой,
переполненными классами, нехваткой учителей, платными факультативами. Нужно
обсуждать, какие знания получают там дети, какое завтра для себя и своей страны
они будут строить, когда вырастут. И как основные цели национального проекта
«Образование» (обеспечение конкурентоспособности нашего образования, воспитание
гармонично развитой, социально ответственной личности на основе
духовно-нравственных ценностей, традиций) – как эти цели «бьются» с реальностью.
И
пока идет глубокая, профессиональная дискуссия по проблемам школы и вузов,
успехам и неудачам реформ (например, объединение детских садов и школ в единые
образовательные комплексы не принесло однозначно положительных результатов) и
так далее, должен быть наложен мораторий на любые новации. Слишком высокую цену
приходится платить за непродуманные решения и метания из одной крайности в
другую.
Геннадий
Семигин,
председатель партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ»,
доктор
политических наук