Организатором
дискуссии по одному из самых острых вопросов, волнующих родителей,
педагогическое сообщество, специалистов, депутатов - «Цифровизация образования:
чему будут учить наших детей?» - стала социалистическая партия «Справедливая
Россия – ПАТРИОТЫ - За правду». Круглый стол прошел в режиме видеоконфенции.
Все,
у кого есть дети-студенты и школьники, подозревали, что с удаленкой и дистантом
(с ними россияне познакомились в разгар пандемии), что-то не так, но чтобы
настолько не так – вряд ли предполагали. Именно поэтому участники дискуссии
сошлись во мнении: надо, используя законные механизмы, сделать все возможное,
чтобы кардинально скорректировать процесс цифровизации образования, а от
каких-то ее элементов и вовсе отказаться.
Открывая
мероприятие, председатель партии «Справедливая Россия – ПАТРИОТЫ - За
правду» Сергей Миронов напомнил, что она выступает против дистанционного
образования, против всего Болонского процесса, против ЕГЭ. Накануне Госдума
отклонила предложения партии на этот счет. По его мнению, дистант не дает
качественного образования, вредит здоровью детей и социальной самооценке
учителей. Сергей Миронов напомнил слова педагога и писателя Константина
Ушинского: «Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая
обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта
обязанность более важна, нежели передача самого предмета».
Сопредседатель
партии «Справедливая Россия – ПАТРИОТЫ - За правду» Захар Прилепин отметил, что
это проблема, которую он ощущает «на своей спине» - трое из его четверых детей
учатся. Дистант нарушил жизнь семей по всей стране. Он выразил уверенность в
том, что здравый смысл победит, так как дети и родители с разумным
взглядом на ситуацию в образовании составляют большинство. «Нет такой силы –
коррупционной, неразумной, давлеющей, волюнтаристской, которая сможет преломить
наши совместные усилия. Единственная задача, которая перед нами стоит –
договориться, а дальше мы приложим все усилия на законодательном, исполнительном,
общественном уровне вплоть до митингов, пикетов и шествий, чтобы нашу точку
зрения отстоять и донести до большинства», – отметил Захар Прилепин.
Член
президиума Центрального совета, секретарь Центрального совета Надежда
Корнеева обратила внимание на то, что, представляя национальный проект
«Образование» его авторы говорили об оснащении учебных заведений современной
техникой, обучающими программами. Но, как показал перевод школ и вузов на
дистанционное обучение, именно эта проблема не решена, наши школы не готовы к
работе на удаленке.
«В
первую очередь надо говорить о том, что дистанционное обучение - это дополнительный
инструмент для повышения качества очного обучения. Даже в городских школах
областных центров интерактивные доски есть далеко не в каждом классе или
куплены за счет родителей. В очень многих школах не знают, что такое скоростной
интернет. Сначала надо решать эти проблемы, чтобы цифровые технологии были в
помощь педагогу и ученику в ходе нормального учебного процесса, в котором дети
получают навыки очного общения. Мы - не ретрограды и признаем достижения
современной науки, но все это должно идти в помощь очному образованию», -
сказала Надежда Корнеева.
Лидер
общественно-политического движения «Объединение родителей», инициатор поправки
в закон «Об образовании» о запрете на использование дистанционных технологий в
очном обучении Инна Гориславцева (Москва) подчеркнула, что стране нужна такая
система образования, которая стала бы для наших детей (а их 32 миллиона)
реальным социальным лифтом, обеспечила гарантированное трудоустройство по
специальности и достойную зарплату в дальнейшем для полноценной жизни.
«Родительский
голос должен быть услышан. От имени родительского сообщества просим учесть наши
предложения. Образование граждан - это прямая обязанность государства, подход к
образованию как к услуге неприемлем. Образование и в школах, и в вузах должно
оставаться очным и бесплатным, затраты бюджета на эту сферу должны быть не
менее 3%», - отметила Инна Гориславцева.
Она
обратила внимание на то, что в ходе реновации, уплотнительной застройки школы
строятся не всегда. Кроме того, сегодня никто не несет ответственности за
цифровой контент, которым пользуются школьники – там много ошибок и даже
встречается скрытая пропаганда ЛГБТ. Пора остановить «миграцию» учителей из
провинции в Москву – на всей территории страны должна быть единая тарифная
сетка. Также она предложила провести всероссийскую чрезвычайную родительскую
конференцию по проблемам школьного образования и передала в партию часть
собранных подписей родителей под требованием запретить использовать
дистанционные технологии при реализации очных программ обучения.
Сергей
Миронов поддержал идею о проведении родительской конференции и заверил, что все
члены фракции «СР» подпишутся под требованием о запрете дистанционных
технологий в очном школьном образовании.
Член
экспертно-консультативного совета по вопросам семейного права Совета Федерации
Анна Швабауэр (Санкт-Петербург) еще раз сделала акцент на том, что в России
должно быть гарантировано полное очное обучение. Она предложила «заморозить»
национальный проект «Образование», который ломает нашу систему образования. Его
цель - освоение базовых навыков и умений учащимися не может быть признана
достойной. Нужно наложить мораторий на цифровизацию школы.
Анна
Швабауэр призвала блокировать инициативу на сбор данных об учениках и их
семьях, подмену образования компьютерными играми, отвергнуть тренд к переходу
на самообучение, который продвигают в программах по изменению модели
образования ВШЭ и Сбербанк. «В этих программах говорится, что самообучение –
это облик обучения будущего. Они хотят скинуть социальные обязательства
государства, чтобы международные платформы и ДНК-корпорации по траектории вели
каждого нашего гражданина», – пояснила она. Эксперт полагает, что необходимо
принять политические и законодательные меры, чтобы на реформы образования не
оказывали влияние структуры, которые спускают международные указания в отношении
нашего национального образования, подобные ВШЭ, Сколково, где в управлении есть
иностранцы.
Артем
Маркин, учащийся 10 класса московской школы ЧОУ «Венда», после выхода из
изоляции категорически против дистанта: «Плохой интернет огромная
проблема». Он отметил, что отсутствие контроля со стороны учителя и живого
общения привело к тому, что при выходе в очный режим обучения обнаружились
большие пробелы в знаниях. По его словам, дистант не дает ни нужной мотивации,
ни конкурентных знаний.
Сопредседатель
городского родительского комитета Михаил Богданов (Санкт-Петербург) критически
оценил еще одну новацию в сфере образования - цифровой след ребенка. «Идеологи
от образования предлагают идти к новым формам успешности детей. Они признают,
что ЕГЭ - не тот инструмент, который сегодня актуален, от него можно и
отказаться, а создавать цифровой профиль ребенка. Конечно, говорят о
добровольности, о том, что туда войдет только лучшее, но предлагают
использовать всероссийские проверочные работы, которые являются закладками того
самого профиля. Я могу сказать, что они - еще большее зло, чем сам ЕГЭ», -
отметил Михаил Богданов.
По
его мнению, цифровой след расчеловечивает людей, переводит их в цифровой код,
уничтожает личность, грозит еще большим расслоением общества. «Если цифровой
след будет введен, данные наших детей станут таким же товаром, как данные о
наших болезнях для фармкомпаний», - отметил Михаил Богданов.
Руководитель
общественного движения «Общественный градостроительный совет» Максим Козловский
(Москва) разъяснил, почему гражданам кажется, что школ и детских садов
становится меньше. «Имеет место реальное снижение количества школ и детских
садов. По градостроительным нормам на одного человека должно приходиться 50 кв.
м, но строят студии в 24 кв. метра, и в зачет идут уже полчеловека. Так
занижаются потребности в социальных объектах. Общественникам с трудом удается
ознакомиться с материалами по обеспечению нового жилья школами и детскими
садами при строительстве коммерческих проектов. Дефицит мест в садах - 10
тысяч мест, в школах - 40 тысяч мест. И это только в половине проектов, которые
были для нас доступны».
Эксперт
обратил внимание на тенденцию строить огромные школы (на 1 900 мест)
практически без прилегающей территории. Это значит, что у детей не будет возможности
заниматься той же физкультурой на воздухе, школы больше не находятся в шаговой
доступности. Родителям теперь говорят: «Далеко ездить? Переходите на
дистант».
«Все
это делается в интересах строительного олигархата. Надо ужесточать
Градостроительный кодекс, законодательно закрепить нормы обеспеченности
социальной сферой», - отметил Максим Козловский.
Член
Комиссии по поддержке семьи, материнства и детства Общественной палаты РФ,
главный редактор РИА «Иван Чай» Элина Жгутова (Москва) рассказала о том, как
выросло за последнее время вмешательство в семью со стороны чиновников от
образования и органов опеки. Родителям стали вменять нарушение прав ребенка на
образование, если они отказывались от дистанционного обучения или не
приобретали для детей гаджеты, входили в квартиры и проверяли условия жизни
детей, что, конечно, незаконно.
Общественный
уполномоченный по защите семьи Ольга Баранец (Санкт-Петербург) также против
внедрения цифровизации в образование. Как биолог, она объяснила, насколько это
опасно и вредно. Специалисты проанализировали новые СанПины с требованиями по
различным параметрам при дистанте, но, как рассказала Ольга Баранец, через 20
дней все параметры были уменьшены в два раза: «Безо всяких исследований! А где гарантии,
что и дальше они не будут меняться? Кстати, в поликлиниках невозможно получить
справку о вреде здоровью из-за удаленки».
Она
уверена, что год, который прошел на удаленке, для школьников потерян
безвозвратно. «Через 10 лет мы признаем, что это плохо, но у детей будет
украдена возможность стать успешными», - считает Ольга Баранец. По ее мнению,
курс на самообучение – ошибочен, так как у детей не сформированы
ответственность, порядок, им нужны взрослые. Образование вновь должно стать
доступным, фундаментальным и всеобщим. На территории всей страны должна быть
единая программа, изложенная в одинаковых учебниках – так ликвидируется
неравенство. И идеологическая платформа – нравственные ценности, которые
очевидны для большинства граждан.
Председатель
Родительского совета ДДТ им. В. П. Чкалова, председатель Совета отцов МАОУ
«Школа №49» Сергей Никифоров (Нижний Новгород) отметил, что сегодня российское
образование переходит из цивилизации академических знаний в цивилизацию простых
зрительных образов. «Наши дети теряют мыслительные возможности, появился
цифровой аутизм. Дети, сидящие в гаджетах, перестали разговаривать. Выросли
депрессивные проявления у детей. Я рад, что мы стоим на пути разрушения этого
цифрового безобразия», - подчеркнул Сергей Никифоров.
Подводя
итоги конференции, Сергей Миронов поблагодарил спикеров за содержательный и
важный разговор. «Мы не можем спокойно наблюдать, как разрушается наше
образование и губится здоровье наших детей, лишая нас здравого смысла и
будущего. Не получится у них, я не сомневаюсь», – заявил он. Председатель
партии поддержал предложения участников конференции, в частности, о сборе
подписей против цифровизации образования и дистанта, о проведении родительской
конференции.
«Я
рад, что у нас много единомышленников, которые, как и мы, возмущены
происходящим в образовании, – отметил политик. – Мы не опускаем руки, и победа
будет за нами – иного не дано».
Пресс-служба
политической партии
«ПАТРИОТЫ РОССИИ»
12 марта 2021 года