Вице-спикер
парламента КуZбасса, член Совета Палаты депутатов социалистической партии
«Справедливая Россия — ПАТРИОТЫ — за Правду», член Центрального совета
всероссийского общественного движения «ПАТРИОТЫ РОССИИ», сопредседатель
регионального штаба ОНФ Юрий Скворцов на своих страницах в социальных сетях
Вконтакте и Одноклассниках поддержал позицию социалистической партии о
необходимости отказа от Болонской системы.
«Новая
политическая и экономическая реальность, в которой существует Россия вот уже
без малого месяц, явственно диктует корректировку, а то и радикальное изменение
многих процессов в важных для страны сферах жизни. И, безусловно, одной из
ключевых задач, стоящих в ближайшее время перед российским государством и
обществом, является пересмотр системы отечественного образования.
В
течение последних 20 лет Россия была включена в так называемый Болонский
процесс, чьей целью было заявлено встраивание образования нашей страны в
общеевропейскую систему координат. Изначально предполагалось, по крайней мере,
на декларативном уровне, что Болонская система поможет талантливым студентам и
выпускникам из России на равных конкурировать с представителями стран Запада за
места в престижных вузах и, в дальнейшем, при трудоустройстве — опять же в
европейских странах.
Действительность,
как это часто бывает с подобными проектами, оказалась весьма далека от радужных
заявлений сторонников Болонской системы. «Международная мобильность» студентов,
выпускников и преподавателей так и осталась достоянием очень немногих, вход в
«элитарный клуб» европейских образовательных практик оказался доступен
единицам. И это если не брать во внимание события последних недель, когда люди
из России, по существу оказались лишены даже подобных призрачных возможностей —
в Европе нас больше не ждут, пора это ясно осознать.
Да
и в самой России те же работодатели остаточно часто скептически относятся к
профессиональным навыкам выпускников четырёхлетнего бакалавриата, воспринимая
их как не вполне получивших высшее образование. Такое мнение, возможно, и не
вполне справедливо, но в любом случае мы имеем тут место с устоявшейся
тенденцией, прямо влияющей на качество жизни молодых выпускников.
Но
хорошо бы, если проблема ограничивалась лишь
этими обстоятельствами. Подлинный корень всех бед в данной сфере в том,
что, опрометчиво погнавшись за синей птицей «общеевропейского образовательного
равенства», мы фактически столкнулись с разрушением прежней советской
образовательной системы. То самой системы, которая как раз в течение многих
десятилетий неизменно демонстрировала свою высокую конкурентоспособность на
мировом рынке знаний и компетенций — в особенности, конечно, в сфере точных
наук, но далеко не только.
От
этой системы нам было предложено презрительно отмахнуться как от якобы
«устаревшей» и «не соответствующей мировым стандартам». К чему это привело,
сейчас уже очевидно — общий интеллектуальный и культурный уровень нашей
молодёжи, увы, заметно снизился. Умение самостоятельно размышлять, думать,
анализировать у «поколения ЕГЭ» явно не на высоте — а это прямое следствие
отказа от фундаментальных основ прежней отечественной системы образования.
Подобное
чревато не только грядущим проседанием интеллектуальной мощи нашей страны —
хотя и это само по себе серьёзнейшая проблема. Дело ещё и в том, что
неспособность к системному анализу окружающей действительности способна
привести и к размыванию политической стабильности России. То самое «поколение
ЕГЭ» может стать, а в некоторых случаях, к сожалению, уже и становится
питательной средой для распространения всякого рода деструктивных и прямо экстремистских
идей. Думается, нет нужды объяснять, насколько это опасно в настоящий момент,
когда общественная консолидация жизненно важна для нашей страны.
В
этой связи остро назрела необходимость запуска механизмов выхода России из
болонского процесса. Мнение о необходимости такого выхода разделяют сейчас
самые широкие круги российского общества — от представителей профессиональных и
научных кругов до людей, пусть даже далёких от проблем отечественного
образования, но и разделяющих тревогу за будущее страны и основных её
институтов.
«Нет
нужды лишний раз объяснять, что выстраивая систему отечественного образования,
мы определяем будущее нашей страны, задаём вектор её развития на ближайшие годы
и десятилетия. России в данном случае, как и во многих других, необходимо
отринуть не оправдавшую надежд Болонскую систему и выработать собственную
модель образования. Вероятнее всего, в основу этой новой модели следует
положить именно богатейший советский опыт. Советская система на деле доказывала
свою жизнеспособность — и, как говорится, не её вина, что на время она была
отодвинута в сторону. Что ж, настало время восстанавливать частично порушенное
здание — и это станет залогом наших успехов в будущем», — отметил Юрий
Скворцов.
Пресс-центр
Кемеровского регионального отделения
политической партии
«ПАТРИОТЫ РОССИИ»
24 марта 2022 года