О том, почему России срочно требуется мобилизация всех
сил общества, каким видится будущее страны и социальное положение ее граждан, а
также сможет ли государство в условиях тотального противостояния Запада
предложить и реализовать программу ускоренного развития всех отраслей
экономики, и возможно ли в этом случае обойтись без единого документа
стратегического планирования, об этом корреспондент издания "Глагол"
поговорил с депутатом Государственной Думы, сопредседателем партии
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – Патриоты – ЗА ПРАВДУ", председателем Комитета
Государственной Думы по делам национальностей Геннадием Семигиным.
– Геннадий Юрьевич, как вы оцениваете сегодняшнюю
экономическую ситуацию в стране? И как объяснить то, что, по данным
социологических опросов, в обществе растет запрос на существенные и
качественные изменения?
– Да, вы правы, по некоторым опросам около 80% россиян
хотят перемен. В этом смысле, очевидно, что не только СВО обострила эти
ожидания людей, но и накопившиеся проблемы, которые с началом санкционного
давления Запада и запросом общества на быстрые успехи в военных действиях,
стали очевидны не только серьезным экономистам, государственникам и политикам,
но и подавляющему большинству граждан.
Сегодня мы живем в новой геополитической и
экономической реальности, где необходимо отвечать на невиданные прежде угрозы и
вызовы. И люди, конечно, это понимают и чувствуют.
Да, мы выдержали только самый первый нанесенный
коллективным Западом удар благодаря сплоченности нашего многонационального
народа и росту патриотических настроений. Экономика не рухнула, общество
солидарно, но далеко не во всем. Остается колоссальное расслоение общества,
по-прежнему наблюдается низкий уровень жизни, есть проблемы в других сферах.
Люди больше не хотят мириться с таким положением дел.
И тому есть основания. Россия заняла сейчас 1 место в мире по убыли населения,
52 место – по индексу человеческого развития, где учитывается уровень жизни,
грамотности, образованности, долголетия, 30 место из 48 в Европе – по
рождаемости.
Уровень жизни граждан падает, несмотря на разовые
выплаты пенсионерам и семьям с детьми. И даже манипуляции с цифрами органов
статистики не помогают, к сожалению, бедных становится все больше. Это меньше
заметно в столицах и городах-миллионниках, но российская деревня, малые города
и поселки попросту вымирают. Старшее поколение стареет, а молодежь бросает
родные места, где нет работы, и устремляется в те же мегаполисы, чтобы стать
курьерами, таксистами, барменами, то есть пополнить рынок сферы услуг, а не
реального производства. Сегодня это практически все, на что они могут
рассчитывать.
Мы гордимся небывалыми темпами жилищного
строительства, но забываем сказать, что россияне сейчас ставят новые рекорды по
долговым обязательствам – на 1 января 2022 года по всем видам кредитов и займов
они достигли 27,09 трлн. рублей.
Надо ли что-то менять в этой ситуации. Ответ очевиден,
конечно, да.
– Ваши оппоненты могут сказать, что вы сгущаете
краски, тем более, что правительство представляет ситуацию в более
оптимистичных тонах...
– Вспомните, как нам говорили, что с армией, с
экономикой, с импортозамещением у нас все в порядке, и менять ничего не надо. А
потом СВО, санкции, частичная мобилизация показали насколько этот
"порядок" имел место. Стало понятно, что вопросы борьбы с коррупцией
и повышения ответственности чиновников за свою работу, ее эффективность – это
вопросы не только устойчивости власти, но и в целом нашей безопасности и
существования самой государственности.
Люди хотят понятных "правил игры" и
понимания, куда идет Россия, какое будущее мы строим. Пока же мы годами
обсуждаем одни и те же проблемы, и абсолютно не движемся вперед!
Правительство давно должно было представить план
стратегического развития Российской Федерации, однако такого плана нет.
Написаны и действуют десятки Стратегий развития различных отраслей, а единого
документа, который бы все систематизировал и интегрировал – нет.
Это не может продолжаться и дальше, если мы
действительно хотим победить и отстоять ценности России как великой
цивилизации, наше право на суверенитет и достойную жизнь своих граждан.
– Правильно ли говорить о том, что представленная вами
"Стратегия развития России" это план действий, который в сложившихся
сегодня обстоятельствах вы предлагаете правительству? Что в основе вашей
стратегии?
– Проект "Стратегии развития России"
доступен и сейчас идет широкое общественное обсуждение данного документа.
Стратегия – результат профессиональных дискуссий и глубокого
ценностно-духовного, историко-культурного, социально-экономического анализа
современной России и попытка дать инструменты для преодоления основных
сложностей, объективно мешающих стремительному движению России вперед. Для
этого в Стратегии обозначены 10 стратегических целей и задач.
Подступаясь к созданию "Стратегии развития
России" мы исходили из того, что сегодня для нашей страны настало время
для принятия экстраординарных и максимально продуманных и комплексных решений.
Главная и чрезвычайно амбициозная цель реализации такой Стратегии – сделать
Российскую Федерацию страной №1 в мире. Россия должна стать могущественной и
процветающей державой по экономическому и научно-техническому потенциалу,
высочайшему уровню и качеству жизни граждан, образцом для всех стран мира.
Трагическое недоразумение состоит в том, что этого до
сих пор не произошло, ведь Россия – одна из богатейших стран мира, а единый и
многонациональный народ по-прежнему способен на грандиозные свершения. Я в этом
уверен. Опыт настоящих национальных прорывов и побед, который мы
продемонстрировали только за ХХ век, доказывает, что решение самых смелых, и
подчас невыполнимых задач в нашей генетической памяти, а, значит, и сегодня нам
они по плечу.
Ценность Стратегии в том, что в ней дана
"дорожная карта" достижения генеральной цели.
– "Дорожная карта" – распространенное сейчас
понятие для программ последовательных шагов. Из чего состоит ваша
"дорожная карта" стратегии развития России?
– Я бы назвал ее дорожной картой преодоления имеющихся
проблем, первой из которых следует признать низкую эффективность
государственного управления. При президенте Ельцине для властной вертикали были
важны только личные интересы кланов и групп, но никак не
национально-государственные и тем более не народные интересы. Сейчас
национально-государственные интересы в определенной мере учитываются, но
народные интересы, в которых скрыт огромный потенциал, по-прежнему выведены за
скобки государственной политики.
А между тем, только высокая степень эффективности
управления может гарантировать создание принципиально иного качества
экономической, политической, правовой и социальной моделей общества и
государства. Таких моделей, которые предполагают высшей ценностью – качество
жизни и благосостояние каждого человека и его семьи.
Эффективное управление должно исходить из незыблемых
максим о том, что истинная власть принадлежит гражданам государства.
Стратегическая собственность и национальные богатства должны использоваться
ровно в той мере, в которой такое использование будет служить интересам
развития страны и ее людей, а не отдельных очень замкнутых и узких групп.
Стандарты качества жизни должны быть высокими и едиными вне зависимости от
места проживания людей, как и равные возможности для самореализации каждого
человека.
В качестве локомотива экономики надо рассматривать
инвестиции государства в образование, воспитание, науку, развитие передовых
технологий и производств. Не забывая при этом о том, что делает нас
"полюсом добра" в современном мире – о наших традиционных
духовно-нравственных основах и ценностях справедливости, патриотизма,
межнационального единства и согласия.
– То есть вы предлагаете совершить в стране кадровую
революцию?
– Хотите, можете называть повышение требований к
чиновникам кадровой революцией, я предпочитаю говорить о смене парадигмы в
отношении людей, профессиональная деятельность которых связана с функциями
государственного управления. Чиновник должен стать принципиально иным – на
государственную службу могут быть призваны только профессионалы-патриоты,
которые способны трудиться исключительно в интересах страны и ее народа. Для
этого надо вводить ежегодную отчетность для государственных служащих, а также
четкие критерии оценки работы чиновников. Кроме того, необходимо поставить
реальный заслон коррупции и необоснованному обогащению. Размер дохода должен
быть прозрачным для общества и напрямую зависеть от качества работы и
показателей развития региона, отрасли и т.п.
Поэтому одна из наших ближайших целей – создать новую
систему государственного управления. Сравните, сегодня чиновников в России
больше, чем в СССР почти в 2 раза, но их функционал меньше. На каждые 10 000
граждан России приходится 163 государственных и муниципальных служащих. В СССР
на 10 000 человек приходилось 60 чиновников.
Об эффективности государственного аппарата можно
судить хотя бы по таким примерам. На недавнем Петербургском международном
экономическом форуме вице-премьер по социальным вопросам Татьяна Голикова
заявила, что около 6 млн. граждан в России зарабатывают ниже уровня МРОТ –
меньше 16 242 руб. в месяц. Я бы на это возразил: это не люди столько
зарабатывают, а столько им платят недобросовестные работодатели, которые
почему-то не боятся ни проверок, ни штрафов. Или другая цифра: около 12 млн.
россиян не имеют ни трудовых договоров, ни договоров гражданско-правового
характера. А это значит, что они не платят налоги и пользуются социальными
благами за счет тех, кто работает официально. Стоит отметить, что это проблема,
которую можно и нужно решать управленцам. Нетрудно представить, если бы здесь
был наведен порядок, бюджет получил бы миллиарды дополнительных доходов.
Важно, что кадровая революция, как вы ее назвали,
должна идти параллельно с масштабным, быстрым, качественно результативным
рывком в развитии страны. Нам нужен национальный прорыв – экономический и
научно-технологический взлет наряду с социально ответственной политикой власти.
На мой взгляд, именно национальный прорыв мог бы стать нашей национальной
идеей.
– А для национального прорыва хватит ли только усилий,
пусть и профессиональных и эффективных управленцев? Или к реализации стратегии
развития страны вы предлагаете подключиться всем, в том числе институтам
гражданского общества? На каких направлениях нужно, на ваш взгляд,
сосредоточить ресурсы и усилия?
– Конечно, амбициозные цели требуют консолидации всего
общества, и я особенно на этом настаиваю, когда говорю о мощном экономическом
рывке и научно-технологическом прорыве нашей страны.
Поскольку в центре внимания "Стратегии развития
России" стоит человек, его семья и ее благополучие, то и большая часть мер
и усилий государства и институтов гражданского общества, на мой взгляд, должна
быть направлена на решение проблем здравоохранения и демографии, расширения
возможностей для реализации и становления каждого гражданина. Это первые, но не
единственные предлагаемые мною меры.
Совершенно необходимо окончательно, но строго в
правовом поле, разобраться с проблемой несправедливого распределения и
использования национальных богатств, с вопиющим разрывом в доходах различных
групп населения. Это, в числе прочего, поможет создать в обществе климат
доверия и сотрудничества, утвердить принцип справедливости, к которому испокон
веков стремилось наше общество.
– В последнее время активизировалось обсуждение
вопроса о необходимости государственной идеологии. Как вы считаете, учитывая
опыт России по намеренному отказу от идеологии, имеет ли сегодня смысл
возвращаться к ней?
– В начале 1990-х мы отказались от коммунистической
идеологии, думали и так проживем, но природа не терпит пустоты. Пустоту
заполнили навязанные западные "ценности" – и на частном, и на
государственном уровне.
На мой взгляд, идеологической основой, объединяющей
все общество, должен стать современный российский патриотизм. Он способен
сплотить граждан разных политических взглядов и предпочтений в стремлении
построить справедливое общество и новый социализм XXI века.
В моем понимании идеология патриотизма – это
деятельная любовь к Родине, ее многонациональному народу, уважительное
отношение к культуре, традициям, историческому прошлому, защита законных интересов,
традиционных ценностей, прав и свобод российского народа и реальные действия по
развитию государства и общества.
– Геннадий Юрьевич, сегодня в мире мы наблюдаем
тектонический сдвиг в глобальной расстановке сил. Однополярный мир рушится на
глазах. Можно ли считать это временем возможностей для России?
– В складывающихся условиях Россия стала инициатором
изменения мирового порядка и предлагает миру новые правила мироустройства,
основой которых будет уважение к суверенным правам каждого государства, принцип
невмешательства в политическую и экономическую жизнь стран, взаимовыгодное
сотрудничество ради развития и процветания собственного населения.
Поэтому для России сегодня пришло время самых широких
возможностей на мировой арене. Западный мир, который сегодня вступил с нами в
противостояние, входит в период затяжного кризиса, во многом пожиная плоды
собственной санкционной политики.
В "Стратегии развития России" я касаюсь этих
вопросов, предлагая России сформулировать новую модель и систему
взаимоотношений, начав, конечно, с наших ближайших соседей – стран СНГ, затем
евразийского пространства и, наконец, мира в целом.
Предлагаю российским властям активнее работать в таких
международных организациях, как ШОС и БРИКС, добиваться официального
присоединения к этим организациям новых стран, всемерно стимулировать развитие
мировой системы экономических, торговых отношений на основе единой валюты,
альтернативной доллару.
Мы стоим на пороге глобальных перемен, и у России есть
все возможности, укрепляя и развивая собственный потенциал, стать страной №1 в
мире, такой страной, в которой будет комфортнее всего жить и профессионально
развиваться каждому человеку.
Геннадий Семигин,
23 августа 2023 г.