Открытое письмо, обращенное к Президенту России Дмитрию Медведеву, председателю правительства РФ Владимиру Путину, спикеру Государственной думы Борису Грызлову и министру образования и науки Андрею Фурсенко, опубликовано на сайте радиостанции «Эхо Москвы». Подписавшие его учителя и журналисты требуют от руководителей страны остановить «радикальное перекраивание школьной программы» и созвать представительное совещание педагогов, родителей и учеников для обсуждения будущего образования, а значит - и будущего страны. Сейчас под письмом три фамилии, но его авторы предлагают всем, кто согласен с высказанной позицией, оставить под документом свои автографы. Вот текст письма. «Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину Председателю Государственной Думы Российской Федерации Б.В. Грызлову Министру образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО Господин Президент! Господин премьер-министр! Господин спикер! Господин министр! Обратиться с открытым письмом к вам нас побудило приближающееся принятие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для старшей школы. В этом документе очерчиваются общие контуры грандиозного образовательного здания, которое предполагается построить в нашей стране, а также прорисовываются отдельные частные его детали. Бес сидит в мелочах – именно о них мы и хотим сказать. В стандарте, который должен быть рамочным регулирующим документом, не так много цифр. Именно поэтому каждая цифра притягивает взор. 4 (четыре) – именно столько обязательных предметов предполагается изучать старшекласснику (Россия в мире, ОБЖ, физкультура, индивидуальный проект). 6 (шесть) – именно столько образовательных областей объединило в себе все остальные привычные для школы предметы, разом получившие статус необязательных (по выбору). Среди них: русский язык, литература, математика, алгебра, геометрия, информатика, история, физика, химия, биология, география. 1 (один) – именно столько предметов из каждой образовательной области может выбрать ученик (впрочем, из одной любой области можно выбрать 2 (два)). Это означает, что выбрать и русский язык, и литературу или и алгебру, и геометрию (не говоря уже об и информатике) или и физику, и химию (и биологию) невозможно. Так написано в проекте ФГОС. Наше крайнее недоумение вызывает факт такой перестройки учебного плана. Ни с какой точки зрения государству, заботящемуся о своем будущем, не выгодно: – объявлять предметом по выбору государственный язык, владение которым должно составлять основное базовое умение любого гражданина; – объявлять предметом по выбору математику, представляющую собой еще один язык, без которого «не говорит» ни одна другая наука; – объявлять предметом по выбору историю, без знания которой нельзя ориентироваться в современном мире, осознавать свои корни, выстраивать стратегию жизненного поведения. И, наконец, для такой страны, как Россия, является не просто невыгодным, но и противоестественным отказ от обязательного изучения старшими подростками русской литературы, которая по сути и представляет собой Россию в мире и является для граждан страны основой безопасности жизнедеятельности. Напомним: в старших классах читают Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Островского, Гончарова, Лескова, Достоевского, Толстого, Чехова, Блока, Ахматову, Шлохова, Солженицына... Без изучения этой литературы (и именно в том возрасте, в котором находятся старшеклассники) невозможно формировать ту личность, о которой так гладко и красиво повествует стандарт. Откройте любую из целей образования в стандарте – и вы увидите, что ее нельзя достичь, если не читать книг, не думать над опытом жизни людей, саккумулированным в литературе. Без глубокого литературного и шире – эстетического – образования не добиться ни умягчения нравов, ни осознанного отношения к своей стране (патриотизма), ни даже роста конкурентоспособности государства в целом. Мы требуем от вас, как от руководителей страны, которые обязаны просчитывать риски от принимаемых решений, наложить вето на радикальное перекраивание школьной программы и перевода в статус предметов по выбору ее главных дисциплин. Мы требуем созыва представительного совещания педагогических работников страны, родительского сообщества и учеников для обсуждения вопроса о будущем образования. Будущее образования – это будущее каждого из нас и России в целом. ПОДПИСИ: 1. Сергей Владимирович ВОЛКОВ, главный редактор газеты «Литература» («Первое сентября»), учитель Центра образования №57 г. Москвы. 2. Алексей Леонидович САВЕЛЬЕВ, главный редактор газеты «История» («Первое сентября»), член Союза журналистов. 3. Евгения Семеновна АБЕЛЮК, заслуженный учитель РФ, учитель Лицея №1525 «Воробьевы горы». Всем желающим подписаться под документом предлагается отправить сообщение на электронный адрес Сергея Волкова (lupus00@mail.ru), в котором указать свое имя-отчество, фамилию и по желанию - место работы, должность, звание…
|