Сегодня в Ново-Огареве Путин выслушает первый промежуточный доклад об изменениях правительственной стратегии-2020 от экспертов, работающих под руководством ректора АНХ Владимира Мау и ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова. Премьер в январе поручил им разработать новый вариант стратегии с учетом изменений в экономике после кризиса. Пока эксперты сосредоточились только на оценке нерешенных проблем, новых вызовах и определении базовых политических развилок, объясняется в докладе, который оказался в распоряжении «Ведомостей». Если президиум правительства в среду одобрит этот подход, группа экспертов (см. врез) приступит к детальной переработке стратегии. Мировые фундаментальные дисбалансы не сняты, говорится в докладе, а значит, «на содержательном уровне кризис нельзя считать преодоленным». Возможны два сценария: «смена лидера» и «встречный кризис». Первый — это дальнейшее смещение баланса сил в мировой экономике от Запада к Востоку, многополярная мировая валютная система (доллар США утратит роль главной резервной валюты), утрата доверия инвесторов к экономполитике США и лидерство Китая в мировой экономике. При таком сценарии начнут укрупняться финансовые системы развивающихся стран, капитал станет дороже, вырастет спрос на ресурсы и начнется гонка инноваций, заключают эксперты. Второй сценарий моделирует совпадение двух кризисов: развитых стран, которые войдут в стадию инновационного развития, и не очень развитых с экспортной моделью догоняющего развития. Эксперты считают, что при таком сценарии темпы роста мировой экономики в течение 5-6 лет остановятся на уровне около 2-3%. Но для российской экономики ключевой вопрос — энергетический, констатируют эксперты. Ресурсы будут дорожать из-за роста спроса на них, а цены на промтовары будет сдерживать рост предложения со стороны развивающихся стран. Россия в глобальном контексте попала в «ножницы конкурентоспособности», говорится в докладе: страна застряла в промежутке между богатыми и бедными странами, задающими тон мировому развитию. Конкурентоспособность российской экономики последние годы снижалась, а уровень институционального развития и качество деловой среды в России деградировали. При этом издержки плохого делового климата уже не могут быть компенсированы дешевизной трудовых ресурсов. Сильные стороны России — макроэкономическая стабильность и масштабный внутренний рынок. Но макроэкономикой теперь всех не спасти, сетуют эксперты, уже невозможно противостоять масштабным колебаниям нефтяных цен, фактический дефицит бюджета выглядит условным, зато структурный дефицит — фундаментальный фактор. «Переоценка макроэкономической ситуации в России со стороны инвесторов носит долговременный характер и уже отражается в текущих тенденциях (отток капитала на фоне роста цен на нефть)», — предупреждают Путина консультанты. Основная макропроблема для России — высокие издержки производства при низком технологическом и институциональном уровне. Поэтому важно определить подход к изъятию и перераспределению природной ренты, указывают эксперты. В 2000-2005 гг. она изымалась из экономики, что позволило с 2006 г. наращивать социальные расходы. В результате сформировалась политика стимулирования спроса, которая привела к росту потребления не отечественных товаров, а импортных, а также к росту инфляции и издержек производства. Если такая политика будет продолжаться, это «чревато макроэкономической дестабилизацией». Чтобы выйти из этого тупика, надо переходить к стимулированию предложения. Это значит проводить институциональные реформы, эффективно изымать природную ренту и ограничивать ее использование на расходы бюджета, снижать издержки производства — «как налоговые, так и транзакционно-коррупционные». Ключевая проблема России — плохой деловой климат, который подавляет частный бизнес и выступает прямым ограничителем экономического роста, пишут эксперты. Повышать эффективность производства и использования инвестиций невозможно без глубокого изменения отношений между государством, бизнесом и обществом. Без демократического общественного контроля за госорганами тоже нельзя двигаться вперед, считают они. Надо защищать собственность, содействовать конкуренции, обеспечивать верховенство права, проводить масштабную приватизацию и сокращать нерыночный сектор экономики, ограничивать коррупцию, учат эксперты. Валютная политика должна быть благоприятна для инвестиционного процесса, говорится в докладе. Эффективность стимулирования внутреннего производства путем сдерживания укрепления курса снижается, пишут эксперты: «Необходимо на практике перейти к модифицированному таргетированию инфляции, что позволит удерживать процентные ставки на приемлемом для инвесторов уровне». Придется сильно трансформировать отрасли человеческого капитала (социальный сектор), прежде всего пенсионную систему и здравоохранение, указывают эксперты. Реформа должна быть нацелена не на достижение фискальных эффектов, а на повышение их устойчивости за счет усиления частных и индивидуальных принципов функционирования этих секторов, а также увязки с формированием источников долгосрочных инвестиций. Россия должна быть открытой экономикой, развивать Таможенный союз и присоединяться как к ВТО и ОЭСР, так и к ЕС. Приватизация нужна не ради денег, а для того, чтобы сформировать широкий слой «неолигархических собственников». Доклад получился достаточно жесткий, признает один из экспертов: «Но перед нами правительство не ставило никаких ограничений, за что мы благодарны». После 2012 г. начнется новый политический цикл и необходимо делать все возможное, чтобы «выдирать Россию из институциональной и коррупционной ловушки», говорит другой эксперт. Премьер заслушает информацию экспертов, все их предложения рассмотрят «самым тщательным образом», обещает его пресс-секретарь Дмитрий Песков. По его словам, коррективы в правительственную концепцию долгосрочного развития будут вноситься обязательно, но какие именно — говорить рано. Если в промежуточном докладе речь идет только о смене модели стимулирования спроса на стимулирование предложения, то это примитивистский подход и вряд ли он целесообразен, считает Песков. Евгения Письменная Ведомости
|