Главная » 2011»Октябрь»18 » С кем вы, мастера культуры? Открытое письмо министру Александру Авдееву
21:18
С кем вы, мастера культуры? Открытое письмо министру Александру Авдееву
Страна переживает не лучшие времена. Ежедневно люди гибнут во всевозможных катастрофах, от некачественной водки и качественного героина, умирают в нищете без медицинской помощи и доступных лекарств, сгорают заживо в пылающих деревнях и домах престарелых. Весь этот кошмар сосуществует с абсолютной безнаказанностью тех, кто, несмотря на многократные к ним призывы оставить истерзанную страну в покое, продолжает выжимать из нее последние соки, без устали разворовывает общенародное добро, надеясь в последний момент «свинтить» на личных самолетах на золотые берега с чемоданами пластиковых карт западных банков.
За позорную картину действительности будет, без сомнения, спрошено с тех, кто, окончательно потеряв совесть (а, скорее, никогда не имея таковой), глумится над нами. Все это будет. Но сейчас - несколько вопросов министру, ведомство которого на фоне прочих контор, как Молох, пожирающих людей, выглядит тихой заводью - к министру культуры РФ Александру Алексеевичу Авдееву.
По вине его ведомства не умирают ветераны, не гибнут дети, не взрываются склады боеприпасов, не растут цены. К нему претензии другого рода – за нравственный облик нации, за векторы личностного развития, за уровень морального состояния общества.
Безмерно уважаемый всеми академик Дмитрий Сергеевич Лихачев еще в бытность свою народным депутатом СССР с высокой трибуны съезда предупреждал: « … без культуры в обществе нет нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические законы, и не может существовать современная наука. Низкая культура страны отрицательно сказывается на общественной жизни, государственной работе, на наших межнациональных отношениях, так как национальная вражда одной из причин имеет низкую культуру…».
Эти слова были сказаны 20 с лишним лет назад. Предупреждая об угрозе моральной деградации нашего общества, академик Лихачев расставил совершенно верные акценты, четко обозначив основную мысль - никакое поступательное движение вперед невозможно без должного уровня культурного образования народонаселения, без устоявшейся, сложенной системы четких и понятных нравственных идеалов, основанной на базисных принципах высокой человеческой морали. Напротив, общество, которое отказывается (добровольно или под давлением) от подобной системы моральных ценностей и делает установку на хаотичное следование инстинктам (читай «низким инстинктам») неизбежно тормозит в своем развитии, начинает регрессировать и в итоге быстро погибает.
Непререкаемый, древний, как мир, закон, столь доступно озвученный досточтимым академиком, не терпит нарушения. Наше же советское и постсоветское общество пошло на пренебрежение этим законом, разрешило себе поиграть с ящиком Пандоры инстинктов, самонадеянно полагая, будто накопленный веками запас здравого смысла и человеческих добродетелей будет гарантией от скатывания его, общества, к первобытно звериному состоянию. И просчиталось. Начав с потворства маленьким и, казалось, невинным слабостям, еще стыдливо учась прилюдному употреблению слова «секс» и с любопытным удовольствием вслушиваясь в зазвучавшие на радио приторные песенки без смысла, общество и не подозревало, что таким образом дает толчок собственному движению в никуда.
Дальше - больше. Вслед за сладенькими песенками а-ля «любовь-морковь» и «перестроечными» кинофильмами с обязательным показом обнаженной женской груди, эфир заполнили бесконечные слабоголосые дилетанты, повторяющие «бэби, я хочу тебя», а кино- и телеиндустрия взяли за правило считать достойным показа только тот фильм, в котором присутствует длительная картина полового акта, слова «сука» и «бл…ь» и убийство.
И, наконец, за ощутимо короткое время (в исторических масштабах - мгновения) наше общество растеряло весь свой багаж высоко человеческих качеств и достойных нравственных установок, а в обиходную жизнь нашего народа вслед за потворством инстинктам вошли настоящие пороки: ложь, измена, жажда наживы, тяга к насилию, пренебрежение милосердием.
Тлетворное влияние этих пороков привело к тому, что во всех сферах нашей общественно-государственной жизни стали проявляться такие качества, как безразличие, безответственность, антипатриотизм, корыстолюбие, уничижение человеческой личности, забвение чести и достоинства, обозначилась четкая тенденция оглупления и оскотинивания общества.
Произнесшему свои пророческие слова Д.С. Лихачеву тогда, в 1990-х, и присниться, верно, не могло, какой степени нравственной деградации может достигнуть сообщество еще вчера культурных, образованных, любознательных и порядочных людей.
И как обычно, на поверхности лежат и требуют ответа два извечных русских вопроса: кто виноват и что делать?
С точки зрения административной, основной виновник засилия глупости, пошлости и бездарности в нашей культурной жизни – Министерство культуры РФ, «федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, кинематографии, …, и по вопросам межнациональных отношений», и лично министр Александр Авдеев.
Начнем с основ - с литературы. Как мы помним, из списка литературы, обязательной для изучения в рамках школьной программы, изъят ряд произведений авторов советского периода – за излишнюю идеологизированность. Из изучаемой базы исчезли произведения Горького, Фадеева, Н. Островского… Однако, беспристрастно оценив сюжетный замысел их книг, оценив характеры, понимаешь, что на самом деле поводом для их запрета служило рьяное желание запретителей ограничить знакомство подрастающего поколения с широкими и бескорыстными проявлениями человеческой души, с такими понятиями как долг, самоотверженность, жертвенность во имя благой цели, храбрость, преданность делу и личная честь.
Лишив школьников возможности следовать подобным заповедям, исключив Корчагина, молодогвардейцев и подобных им беззаветных людей из числа героев и образцов для подражания, заплечных дел мастера от культуры пошли еще дальше. Они отдали предпочтение самой низкопробной литературе. Полки магазинов ломятся от обилия всяких книжонок с «желтым», откровенно примитивным содержанием, не только не способным воспитать у читателя никаких других чувств, кроме меркантильности и вседозволенности, но и откровенно пропагандирующих разврат, наркоманию и смертоубийство. Их главный герой - гламурная шлюха, бандит-«мокрушник» или еще кто-то подобный, и там нет места ни состраданию, ни бескорыстию, ни честности, ни правде, ни уму, ни сердцу.
Содержание всевозможных молодежных журналов - еще примитивнее. 20 процентов издания - реклама, 10 процентов - постеры полуголых человеческих особей обоих полов или вообще бесполых, остальное - советы подрастающему поколению: что надеть, как «клеить» партнера и быстрее дойти с ним до постели, а потом грамотно «свалить». Плюс «100 советов как не «залететь». Это - не что иное, как культивирование инстинкта примитивного животного спаривания, случки, если хотите.
А ведь молодежь ничего другого не читает! Несложно представить, каков уровень ответственности за себя и других, каков уровень понятий нравственности и верности (а заодно и уровень интеллекта) у преимущественно молодых и юных читателей подобных книжонок и журнальчиков. Мы уже видим «лучших» представителей растущего поколения - самовлюбленных и безответственных, бравирующих развязностью, наглых, думающих только о деньгах и собственном удовлетворении.
Эти люди сменят нас во всех сферах государственной жизни. Вопрос: что же они смогут наваять-настроить с примитивным, сформированным такой вот писаниной кругозором? Что смогут предложить государству, обществу, старшему поколению, своим несчастным детям?
И Вы, Александр Алексеевич, будете утверждать, что нет Вашей вины в том, что нынешняя российская повседневная литературная и информационная среда в большинстве своем воспитывает аморфных иждивенцев?
Следующий вопрос: что происходит с музыкальной сферой? Почему бестолковые, полурифмованные припевки, выкрикиваемые со сцены полуголыми-полупьяными бездарями, стали неизменным музыкальным фоном для нас - нации Глинки и Прокофьева? Почему на международные музыкальные конкурсы представлять Россию - страну Шаляпина, Утесова и Отта - едет безголосый Алексей Воробьев, не способный ни на что другое, кроме как грязно выругаться матом в микрофон? Горе-конкурсанту с хамоватыми повадками – все как с гуся вода, и это, кстати, следствие Вашей, Александр Алексеевич, «работы» в области повышения культуры молодежи.
Почему в музыкальном эфире тесно от ширпотреба всяческих «фабрик звезд», плодящих писклявых и сипящих музыкальных пустышек, заносчиво мнящих себя музыкантами мировой величины? Ответ прост. Да потому, что Вы, Александр Алексеевич, не делаете ровным счетом абсолютно ничего для того, чтобы хоть как-то прекратить или хотя бы ограничить эту музыкальную вакханалию. Понимаю, что коммерческий базис нашей музыкальной индустрии делает практически невозможными попытки искоренить это абсолютное музыкальное зло административными методами. Но уравновесить-то этот неумолчный клекот торжествующей бездарности можно! И это в сфере Ваших должностных обязанностей. Стране, взрастившей Мусоргского, Шостаковича, Бородина, стране, рукоплескавшей Вяльцевой, Шульженко, Кристалинской, стране, где были созданы хор имени Александрова и Государственный симфонический оркестр, стране, где жили и творили Высоцкий, Окуджава и Визбор - такой стране не зазорно приникать к богатому музыкальному роднику собственного культурного наследия. А дело Вашего, Александр Алексеевич, министерства (и Ваше лично) - всячески популяризировать и культивировать данную музыкальную составляющую нашего славного прошлого, как далекого, так и смыкающегося с современностью.
Также как необходимо обеспечивать финансовую и административную поддержку настоящим (а не дутым) талантам. Если всеми чтимому музыканту-пианисту Андрею Петрову (ныне, к несчастью, покойному) удавалось своими силами организовывать подобную поддержку, то уж целому федеральному ведомству заняться подобным - прямая обязанность. Была бы, как говорится, охота. Вам, господин Авдеев, стало быть, неохота.
И, конечно, масса вопросов по поводу телевидения. Претензий столько, что просто не знаешь, с чего начать.
Во-первых, изумляет отсутствие цензуры в области как раз нецензурных выражений и нецензурных изображений. Тенденция к увеличению объема матерной брани на экране очевидна – даже телеканалы с еще недавно серьезной репутацией позволяют в своем эфире звучать поганым словам из-под «запикивания». Про скандалезные ТНТ, Муз-ТВ и иже с ними и говорить не приходится. Нагловатые теле- персоны с удовольствием эпатируют «публику» площадной руганью, а визжащая от вседозволенности гламурная тусовка с восторгом смакует похабщину, демонстрируя свою животную сущность. Всю эту мерзость демонстрируют в самое смотрибельное время.
Картинку дополняет ставший притчей во языцех «Дом-2». Сколько еще нужно дней (месяцев, лет), чтобы убедиться: худшего теле - зрелища страна еще не знала. По нескольку раз в сутки в эфире возникает скопище представителей рода человеческого, не обремененных интеллектом, беспрестанно скандалящих, жрущих и совокупляющихся. Разве можно терпеть это теле-позорище, в котором косноязычные второгодницы с внешностью потасканных проституток и туповатые, небритые, инфантильные бездельники пытаются рассуждать о высоких материях, абсолютно не представляя, о чем идет речь? Выдав «на-гора» тонны высокопарных глупостей, они начинают очередную случку на глазах многочисленной теле-аудитории, которая лишний раз убеждается в процветании порока, возведенного в принцип.
Если с точки зрения министра культуры нецензурная брань, мозолящие глаза голые задницы и есть необходимое условие культурного просвещения населения, значит, такой министр ничего не понимает в том, что он, собственно, должен делать на своем посту. Или Вы думаете, что подобные зрелища и диалоги и впрямь облагораживают граждан одной с Вами страны?
Следующая тема - насилие на ТВ. Дискуссии на эту тему возникают с завидной регулярностью, но дальше пустой болтовни дело не идет. Меж тем, такие слова как «смерть», «убил», «труп», «убийца» и прочее, а также соответствующий визуальный ряд - прочные лидеры нашего телевидения. Переоценить вред подобного «лидерства» сложно - в России неуклонно растет число немотивированных убийств. И эти беспричинные злодеяния, которые есть плод воздействия масс-медиа, на Вашей совести, господин министр. В противном случае Вы бы инициировали и реализовали действенные меры по прекращению этой кровавой свистопляски.
И еще одно, о чем невозможно не сказать, это телевидение для детей. Во всех без исключения мультяшках нашего детства главные герои были персонажами положительными, цели их были ясны, понятны и справедливы, а добро в итоге всегда торжествовало над злом. Достигая поставленной ясной цели, герои учились простым и понятным (а главное - необходимым) человеческим качествам: смелости, благородству, отваге, взаимовыручке, чувству справедливости и прочему подобному, а малолетняя аудитория с благодарностью внимала этим мультипликационным историям, вместе с любимыми персонажами учась жить честно и полезно.
Вы ведь помните такие мультики, Александр Алексеевич? Так почему сейчас наше телевидение забито нескончаемыми мульт-сериалами западного образца, один в один схожими с жевательной резинкой - такими же ярко обернутыми и поначалу вроде и сладкими, а на поверку - тягучими и безвкусными, вызывающими усталость и желание выплюнуть. Чему могут научить не похожие ни на что живое уродливые бесформенные персонажи, говорящие ни о чем, или, скажем, очередные «спасатели Земли», ведущие бесконечные войны с такими же, как они, не убиваемыми злодеями? Какой смысл в таких мульт-жвачках?
А та же ругань (слава Богу, пока еще не матерная!), которой не брезгуют персонажи этих мультипликационных бессмыслиц? Ведь детский ум - самый пытливый и самый впечатлительный, это общеизвестно. Что останется в головах у наших детей? Пустота. Вам бы, Александр Алексеевич, хотелось, чтоб Ваш ребенок вырос пустоголовым, со смещенными понятиями «хорошо» и «плохо», с отсутствием представлений об искренности и правде? Тогда почему Вы и Ваше министерство не противитесь подобному оболваниванию наших детей?
Как видите, господин Авдеев, вопросов и претензий (притом, очевидно обоснованных) к Вашей служебной деятельности хватает. Резюмируя все вышеизложенное, сказать можно только одно: Вы, Александр Алексеевич, виноваты в прогрессирующей нравственной деградации нации, и Вы должны уйти - чем скорее, тем лучше.
Мы, патриоты России, сделаем за Вас то, чего наши сограждане не могли дождаться от Вас годами. Мы призовем здоровые силы общества, реанимируем Великую русскую литературу и предоставим всем возможность пользоваться великим музыкальным наследием России. Мы жесткой рукой закона остановим глупость, пошлость и разврат в культурной и общественной жизни страны, сделаем детство наших малышей светлее и чище. Наш народ еще не забыл о своих корнях и не погряз окончательно в пучине невежества и бездуховного вещизма. Но мы сделаем все это без Вас, ныне еще министр культуры Авдеев. Уйдите прочь!
Дмитрий МАШЕНСКИХ, член бюро комитета Московского городского отделения партии «Патриоты России», председатель региональной общественной организации «Русское наследие»
На общественное обсуждение вынесен проект Постановления Правительства об увеличении выплат по программе "Земский учитель" в полтора раза. Выплаты повышаются с 1 до 1,5 млн рублей, а для регионов Дальнего Востока и новых территорий – с 2 до 3 млн. Также программу предлагается расширить на города с населением до 100 тысяч человек.
Минфин и Центробанк разработали программу долгосрочных сбережений, позволяющую гражданам при софинансировании государства копить средства в негосударственных пенсионных фондах. Договор с НПФ будет заключаться минимум на 15 лет, накопления также можно будет получить при достижении 55 лет женщинами и 60 лет мужчинами. При этом, по данным ЦБ, доходность пенсионных накоплений в НПФ в 2021 году была ниже доходов по банковским вкладам и почти вдвое ниже инфляции.
Новая концепция внешней политики России дает ответы на все вопросы о наших целях, задачах и угрозах. Запад во главе с американцами пытается подмять под себя международное сообщество. И в этом документе прямо сказано, что Москва рассматривает курс США как главный источник рисков для своей безопасности и международного мира. Мы будем менять существующий несправедливый миропорядок вместе с по-настоящему суверенными странами. Каждая страна должна иметь возможность защищать свою культуру, свой суверенитет.