Победные марши и бодрые речи с трибун отгремели. Крым и Севастополь, к восторгу миллионов людей возвращаются в российскую действительность. То есть совсем в другую, незнакомую им жизнь. И вот здесь-то начинается самое интересное…
Конфликт вокруг Крыма обнажил глубокие проблемы самой России. Чтобы разглядеть их, понять и сделать правильные выводы, нам нужно после праздничных салютов снять розовые и давно уже мутные очки, и увидеть то, что власти и общество не желали видеть, как минимум, последние двадцать лет.
Итак.
Мы все вдруг почувствовали острую тревогу за то, что более двухсот миллиардов долларов из нашего Фонда национального благосостояния вложены в экономику США, в американские ценные бумаги. Под совсем жалкие проценты. Инициатор этого «проекта», бывший министр финансов А.Кудрин клялся, что это самый лучший способ сберечь казенные деньги. Потому как если вложить их в отечественную экономику, «разворуют все напрочь!» И вместо того, чтобы с коллегами по правительству начать решительную борьбу с казнокрадами и мздоимцами, «лучший министр финансов» решил прикопать миллиарды под тюфяком «дяди Сэма». Пусть их «крутит» и зарабатывает!
Сегодня, когда президент США Б.Обама объявил экономическую войну России, срочно понадобилось спасать эти народные деньги. Прошла информация, что некие анонимы ловко вывели из Федеральной резервной системы США 104 миллиарда долларов, то есть обналичили солидный пакет американских бумаг. Хочется верить, что это так повезло не китайцам, а нашим умельцам. Уж не лично ли Кудрин командовал финансовой операцией?! Или его даже не решились расстраивать и обошлись другими специалистами?
Во всяком случае, хотелось бы теперь заглянуть в глаза г-ну Кудрину и спросить со всей строгостью: «Тебя же, неуважаемый, сколько раз предупреждали - не делай этого? Каким местом ты думал?» Или об этом его спросит Генеральный прокурор?
Идем дальше. Многие крупные российские корпорации, в том числе и государственные, большинство финансовых операций проводят через оффшоры: там и налоги гораздо меньше, и, главное, легче «замутить» бухгалтерию и разложить прибыли по личным карманам, утаив их от «второстепенных» акционеров. Но это только байки и мифы, что оффшорные счета и активы надежно защищены каким-нибудь «английским правом». Недавний кризис на Кипре показал, даже худосочным деятелям из ЕС «заморозить» и изъять чужие деньги совсем несложно. Функционеры же из США находятся совсем в другой весовой категории, имеют гораздо больше инструментов для отслеживания движения капиталов и телодвижений бенефициаров крупного бизнеса. И если Вашингтон сильно подопрет, никакие секреты счетов в швейцарских и прочих банках не станут препятствием для «наказания недругов Америки».
Однако уроки Кипра мало чему научили наших топ-манагеров крупных корпораций, они по-прежнему всеми силами рвались вывезти заработанное непосильным трудом из родного Отечества. И сейчас вынуждены, пребывая на грани истерики, спасать то, что еще можно спасти. Вот только большой вопрос, где теперь рискнут наши нувориши спрятать деньги своих (и национальных) корпораций? В Сингапуре, в Гонконге? В Сбербанке, ВЭБе или ВТБ? Где их авуары еще могут защитить от «костлявой руки» разгневанного Вашингтона?
Пошли дальше.
Официальная статистика, манипулируя цифрами, тщательно скрывает, какой процент продовольствия Россия импортирует для обеспечения нужд своего населения. По экспертным оценкам, показатель этот находится в диапазоне от 60 до 75 процентов. При этом специалистам давно известно, что страна теряет так называемую продовольственную безопасность, если завозит по импорту больше 30 процентов продуктов. Гражданам надо есть каждый день, и если те, кто снабжает их едой из-за границы, вдруг многократно повысят цены (и никуда не денешься – плати!), либо просто прекратят поставки, последствия для страны-импортера будут катастрофические.
Эксперты неоднократно призывали правительство РФ значительно увеличить поддержку сельского хозяйства (как делают это в США, тратя в год на соответствующие дотации фермерам более 100 миллиардов долларов). Предупреждали, что непродуманное вступление в ВТО нанесет новый разрушительный удар нашему и без того хилому сельхозпроизводству. Что крайне опасно заступать за черту, за которой – реальная угроза продовольственному суверенитету страны. Говорили о высоких темпах падения производства такого стратегического для России продукта, как картофель, благодаря которому страна сумела хоть как-то прокормиться в Великую Отечественную, да и с другими овощами нам грозит большая напряженка. В ответ из правительства неслось: «Что не вырастим, то купим на нефтедоллары». Почти классическое – нет хлеба, пусть едят пирожные.
Сегодня ключи от нашей продовольственной безопасности в руках Запада, который страстно желает любыми путями наказать Россию за Крым и Севастополь. И если санкции затронут поставки продовольствия, кто из правительства ответит за последствия?
Теперь об экспорте, о нефте- и прочих долларах, поступающих в Россию от продажи энергоресурсов.
О том, что экономика страны сидит на нефтегазовой игле, за последние двадцать лет все референтные лица (в смысле, понимающие суть происходящего в РФ) высказывались многократно. Вроде бы сильно сожалели об этом и в Кабмине – все премьеры призывали диверсифицировать бюджетные источники доходов, только вот изменить ничего не смогли. Или не захотели.
Будто бы эти вип-господа забыли, что решающий импульс к окончательному развалу бюджета СССР поступил именно с мирового рынка нефти. Еще хронический либерал Е.Гайдар писал в своих трудах, что «снижение цены на нефть более чем в 6 раз в 1986 году стало «катализатором краха советской экономики» и последующего распада Советского Союза». Знающие люди свидетельствуют, что механизм демпинга на нефтяном рынке был запущен Саудовской Аравией в результате тайного сговора с США. «Саудиты» в разы увеличили добычу нефти, обрушили мировые цены, а вместе с этим и бюджет Советского Союза. Знали об этом новоиспеченные власти России? Несомненно. Но не смогли и не захотели слезть с этой «иглы». Кстати, именно в этом доморощенные либералы упрекали руководство СССР.
Да и зачем, собственно, было слезать? Нефть росла в цене, казна пополнялась практически сама собой, без каких-либо креативных усилий Кабмина, властям оставалось только бюджетные пенки снимать. И так двадцать лет.
Но стоило лишь обитателям Белого дома возрадоваться из-за Крыма, как о фокусе саудитов вспомнил крупный международный спекулянт Дж.Сорос. Он подсказал Вашингтону, что «достать Россию» лучше всего через новое обрушение нефтяных цен, которое непременно произойдет, если США значительно увеличат предложение нефти на мировом рынке за счет ее продажи из своих стратегических резервов. В результате цены падут, а с ними значительно сократятся и доходы российского бюджета, чего экономика РФ, дескать, просто не переживет. Сценарий, увы, очень реальный.
Как зыбко все в сегодняшнем мире! Любое конкурентное преимущество при определенных условиях может обернуться бедой...
В продолжение темы – о газопроводах, которые издавна считаются нашим главным оружием против происков ЕС. Оружие, похоже, тоже ржавеет: в последние дни в Европе всерьез взялись искать альтернативных поставщиков газа, активно разрабатывая идею поставок сланцевого газа из США. Одновременно заговорили о «замораживании» строительства «Южного потока». «Газпром» и до этого стал терять позиции на газовом рынке ЕС, а сейчас, по данным из компетентных источников, вынужден идти на серьезные уступки покупателям-европейцам как по цене, так и по условиям поставок, поскольку если европейцы все же найдут другие источники газоснабжения, России придется сокращать добычу и терять огромные деньги: переключение поставок на Восток пока не сулит больших перспектив.
Последние двадцать лет правительство РФ уповало на инвестиции и модернизацию, которые должны были явиться к нам исключительно с Запада, поскольку, по мнению либеральных топ-манагеров, сама Россия ничего подобного делать не способна. В угоду тезису либеральных остапов бендеров «заграница нам поможет!» был подорван отечественный потенциал технологического развития, закрыты многочисленные НИИ и КБ, ликвидированы многие структуры, занимавшиеся современными технологическими разработками.
Между тем, эта помощь и ранее была крайне скудной (даже за наши хорошие деньги подсовывали, как правило, всякое старье), а нынешняя истерика с санкциями США и ЕС может вообще надолго затормозить продажу России каких-либо современных технологий. Возможно, обошлись бы и своими силами, если бы… сами не закопали собственную научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную базу. На ее возрождение теперь при самых благоприятных условиях уйдет не один год и еще уйма времени, чтобы внедрить новые разработки в промышленность…Такого длинного тайм-аута Запад нам взять не позволит.
Даже поверхностно обозначенные некоторые «окна уязвимости» России в начавшемся противостоянии с США и ЕС сулят стране крайне мрачные перспективы. В действительности таких «окон» гораздо больше. Весь наш так называемый государственный суверенитет как сито в подобных прорехах, тут прямо по Н.Гоголю: «латать - не перелатать!»
Многие эксперты видели эти чрезвычайно опасные «дыры», неоднократно указывали на них федеральным властям, предупреждая, что в некий день «х» через эти прорехи на страну могут обрушиться мощные атаки извне. Но верхи предостережений слушать не хотели. Почему – понятно еще с первых годов правления Б.Ельцина, когда пришедшие в правительство псевдолибералы и недоучившиеся экономисты, прочитавшие по полтора американских учебника по рыночной экономике, стали реформировать Россию, ее экономику и ментальность под некую рыночную западную модель.
И дело даже не в том, что копия неизбежно должна была оказаться много хуже оригинала. У «команды» Ельцина даже копии не получилось, вместо нее обнаружилась жалкая пародия.
В условиях этой пародии на рыночные отношения, на высокотехнологичную экономику и развитое демократическое общество страна жила последние двадцать с лишним лет. Рано или поздно мираж должен был рассеяться. Процесс этот неизбежно ускорила нынешняя агрессивная кампания Америки и Европы против России.
Еще раз: дело даже не столько в тех, все более масштабных санкциях, какие готовят нам политические оппоненты. А в том, что, вступив в геополитический конфликт с сильным противником надо, прежде всего, избавиться от угроз внутренних. То есть замуровать наглухо те «окна уязвимости», которые мы сами распахнули за два минувших десятилетия навстречу ползучей экспансии Запада, создав для своей страны огромные потенциальные риски.
Именно этого требует сегодня от России неумолимая логика подобных противостояний.
Какие шаги в связи с этим предстоит предпринять в самое ближайшее время нашему государству и обществу?
Первое и главное – кардинальная смена той западно-либеральной модели развития, которая была навязана стране в начале 90-х годов прошлого века. «Начавшиеся 20 с лишним лет назад перемены оказались чрезвычайно неорганичны для России, - утверждает известный экономист Андрей Кобяков. - Так называемая олигархическая модель для нашей страны и цивилизации противоестественна. У нас базовыми цивилизационными ценностями являются правда, справедливость, служение высшим целям процветания Отечества, торжество истины. Поэтому вдвойне обидно, что более 20 лет мы все понапрасну теряем время, несем большие и напрасные жертвы, двигаясь по этому чужому пути для иной страны и цивилизации, возможно, приемлемому. У нас другая страна. И тут одно из двух: либо, пребывая в рамках чужого проекта, наша цивилизация прекратит существование, либо мы вернемся на свою дорогу».
Из этого вытекает другая неизбежность – кардинальная смена идеологического тренда, быстрое и максимальное отстранение от власти так называемой либеральной элиты, традиционно ориентирующейся на западные ценности. И – разумеется – отставка правительства, за последние два года продемонстрировавшего абсолютную неэффективность и отсутствие какой-либо реальной программы стратегического развития страны. Авторитетные экономисты готовы озвучить планы конструктивных преобразований в экономике и социальной сфере, речь, в частности, может идти о так называемом «мобилизационном варианте развития», для реализации которого потребуются совсем иной кадровый состав Кабмина.
«Существует огромная разница между неолиберальной политикой, особенно в экономике, и истинно либеральными требованиями независимости суда, прекращения вседозволенности чиновничьего аппарата, борьбы с коррупцией, с фальсификацией на выборах, за обязательность подчинения закону всех сверху донизу, - фактически, вынес приговор нынешнему правительству на заседании организованного ТПП РФ «Меркурий-клуба» Евгений Примаков. - Без противодействия неолиберальной политике возникает угроза серьезных негативных последствий для России. Если говорить о платформе российских неолибералов, то основная ее составляющая - это уход государства из экономики. Наши неолибералы не только исходят из универсальности западных экономических теорий, даже без учета их эволюции, но главное, не считаются с особенностями и степенью развития рыночных отношений в России».
Третье – надо бросить лучшие силы и большие ресурсы на борьбу с коррупцией. Как показали события на Украине, коррупционеров и казнокрадов западные спецслужбы легко вербуют на компромате и заставляют работать на себя, чем объясняется массовое предательство чиновников из команды Януковича. А сама коррупция в России съедает, по экспертным данным, до 40 процентов бюджетных средств, подрывая основы экономики. И лишая ее шансов противостоять внешнему давлению.
Есть и четвертое: в нынешних обстоятельствах государство не имеет права быть слабым и невнятным. Однако силу свою оно должно проявить не в «закручивании гаек», ограничении свободы слова и выстраивании «во фрунт» гражданского общества. В советское время такое еще иногда давало результат, сегодня уже не получится. В условиях современных коммуникаций возможности пропагандистской обработки (оболванивания!) миллионов граждан весьма ограничены, что делает невозможным тотальный контроль общества.
Поэтому российским властям, чтобы минимизировать внутренние риски и угрозы, придется не просто договариваться с широкими слоями общественности, но и создавать условия для конструктивного, созидательного диалога, выстраивать механизмы тесного стратегического взаимодействия государства и общества не только и не столько для противостояния внешнему давлению, сколько для строительства будущего страны.
Властям необходимо принципиально пересмотреть приоритеты своей внутренней политики, поставив во главу ее интересы населения страны. Лишь тогда государству удастся привлечь к коренной модернизации тот огромный интеллектуальный и личностный потенциал, который по-прежнему является главным ресурсом России…
Вернув стране Крым и Севастополь, президент В.Путин получил большой кредит доверия миллионов сограждан и некий карт-бланш на самые решительные преобразования. Правда, на весьма ограниченный срок. «Пар уйдет в свисток», патриотическая эйфория большей части общества может смениться совсем иными настроениями, если перемены будут вновь отложены и заболтаны, если околовластные элиты снова используют энергетику Крымской победы исключительно в своих персональных интересах. Тогда многократно возрастет опасность, что российское государство рухнет под тяжестью собственных проблем.
Поэтому именно сейчас для всех нас наступил момент истины. И очень хочется верить, что на этот раз мы сделаем правильные выводы.
Алексей ВОРОБЬЕВ, политолог
|