Знаете ли вы, что на Мадагаскаре треть сенаторов не избирается, а назначается президентом? Нет?
А вот группа депутатов Госдумы недавно узнала, а узнав, закручинилась: и тут мы дали себя обойти. Мозговой штурм, предпринятый оппозиционными думскими народозащитниками, вылился в их совместную законодательную инициативу, предлагающую и российского президента наделить правом назначать сенаторов по собственному усмотрению – ну, как сейчас он назначает заседателей в Общественную палату.
Правда, в Общественной палате состав худо-бедно обновляется, в том числе и волей главы государства. Президентский же десант в Совете Федерации численностью до 10 процентов от его списочного состава, по мысли авторов законопроекта, будет находиться там пожизненно, как в былые времена члены Политбюро, и радеть за Россию в целом.
«Почему закон о формировании Совета Федерации сделан так, что там России нет, центра нет? – сокрушался один из инициаторов закона лидер ЛДПР. – Бурятия есть, Чувашия есть, Смоленск есть, а где Россия, само государство? Оно должно быть представлено». Кем? Ну, например, отставными премьерами, бывшими министрами, прочими представителями власти, освободившими свои посты, а также другими лицами, «имеющими успешный опыт государственной деятельности».
Не следует наивно полагать, будто заслуженный ветеран российских политических интриг внезапно запамятовал, что страна наша пока еще представляет собой федерацию и «саму Россию» призвана отражать в двухпалатном парламенте Госдума, в том числе и через подконтрольную ему партию. Скорее грядущие перспективы партии, уже несколько лет балансирующей вровень с планкой, рисуются вождю далеко не радужными, особенно в свете возвращения смешанной избирательной системы. Да и возраст уже немаленький, 68 в этом году стукнет, как-то неудобно на склоне лет гадать на электоральной ромашке «чет –нечет» с реальной перспективой расстаться с микрофоном, кнопкой и таким нагретым местом вице-спикера. А вот пересесть в кресло сенатора и остаться в нем до перехода в мир иной – и почетно, и престижно, и необременительно. Ведь в отличие от коллег из регионов представлять такие назначенцы будут в верхней палате исключительно самих себя, поскольку у президента России в Совете Федерации, как и Госдуме, уже есть собственные полномочные представители в немалом ранге заместителей главы кремлевской администрации.
Помните, у Гайдая в «Бриллиантовой руке»: легким движением руки брюки превращаются... превращаются брюки... в элегантные шорты? Только тут не о брюках речь, а «всего лишь» - о Конституции РФ. Это Совфед два года голову ломал, как половчее вписать в действующую Конституцию новую модель представительства в верхней палате кандидатов от исполнительной власти (губернаторов) и в итоге «для верности» внести законопроект в Думу попросил самого президента. Думским оппозиционерам такие душевные терзания чужды: к инициативе ЛДПР поспешили присоседиться и коммунисты, и эсэры, да и в «партии власти» у нее немало сочувствующих. Так что лозунг «Догоним Мадагаскар!» вполне может уже в ближайшее время оказаться включенным в законодательную повестку дня, чтобы Конституцию в очередной раз «подправить».
Другое предложение - отменить (теперь уже практически повсеместно) выборы мэров крупных городов под видом «совершенствования» агонизирующей системы местного самоуправления - изменений в Конституции не требует. К слову, и к этому законопроекту приложили руку депутаты ЛДПР, но на сей раз в тандеме с «самой» ЕР. Разработчики ссылаются на «пожелания президента» и надеются покончить с избирательной вольницей в губернских центрах еще до конца текущей весенней парламентской сессии.
Согласно предлагаемой схеме, в городах, где существует деление на районы, жителям будет оставлено право выбирать лишь депутатов, назовем их для удобства, «райсоветов». Далее эти «райсоветы» делегируют своих представителей в «горсоветы», а те уже из своей среды выберут мэра, а также членов некоей комиссии, которые вместе с людьми губернатора будут уполномочены пригласить на контракт сити-менеджера. Он-то, собственно, и будет «сидеть на хозяйстве» (и деньгах), никак при этом не завися от населения управляемой им административной-территориальной единицы и не отчитываясь перед ним.
Прямые выборы муниципальных советов и мэров по предложенному проекту будут оставлены лишь для сельских поселений и небольших городов, где нет деления на районы. Конечно, дай им власть, реформаторы и эти выборы прихлопнули бы в святом убеждении, что не может народ быть умнее начальства, но тогда это означало бы совсем уж прямое нарушение Европейской хартии местного самоуправления. Сейчас же предлагается куда более изящно объехать ее на кривой козе многоступенчатых делегированных «волеизъявлений» по подсказке все того же более мудрого «начальства».
Ко всему прочему, это должно свести к минимуму появление на политическом небосклоне «неправильных», «несанкционированных» руководителей крупных городов и областных/республиканских центров и как следствие – исключить противостояние «правильных» губернаторов и «неудобных» мэров.
Впрочем, даже «отфильтрованные» таким образом мэры все равно не станут реальными градоначальниками, предупреждает председатель Приморского регионального отделения партии «Патриоты России» Лариса Распутная. Отправлять все хозяйственно-финансовые полномочия будет сити-менеджер.
Собственно говоря, идея отказаться от мэрских выборов витает в воздухе уже лет десять. В 2006 году она была обнародована, но подверглась единодушной обструкции глав городов на совещании, созванном в Москве «Единой Россией» совместно с Всероссийским съездом муниципальных образований. Тогдашний думской спикер Борис Грызлов успокаивал собравшихся, что отменять прямое народное голосование никто не собирается. Действительно, на федеральном уровне такие законы не принимались, что не мешало вести тихую ликвидацию выборов в регионах: после грызловского обещания от выборов градоначальников отказались в Поволжье, на Ставрополье, в Рязани, Тюмени, Перми, Твери, в 2009 году пионерами среди городов-миллионников стали Самара и Нижний Новгород, за ними последовали Казань и Уфа. Нынешняя реформа угрожает затронуть 67 крупных городов, 56 из которых являются центрами субъектов федерации.
Между тем, в декабрьском Послании Федеральному Собранию Владимир Путин, вопреки предсказаниям «осведомленных» источников, не рубил с плеча, а говорил лишь о необходимости реформы местного самоуправления и необходимости ее законодательного обеспечения. Более того, на своей декабрьской пресс-конференции глава государства наоборот высказался в том плане, что выборы мэров нужно сохранить. Ранее, принимая участников Всероссийского съезда муниципальных образований, президент выделил задачу - четко закрепить конкретные обязательства на каждом уровне власти, провести инвентаризацию полномочий и под их объем выделять необходимые ресурсы.
На это указывает и заместитель председателя партии «Патриоты России» Надежда Корнеева. Главная болевая точка местного самоуправления, по ее мнению, - несоответствие объема полномочий, которые в последние годы только увеличиваются, и нищенскими финансовыми возможностями. Введение же двухуровневой системы выборов депутатов не только внесет ненужную неразбериху, но еще более отдалит власть от общества, от насущных проблем граждан. И совершенно нелогично, предоставляя им право напрямую выбирать президента страны и депутатов федерального уровня, лишать их этого права на уровне муниципальном.
Сергей БОРИСОВ, журналист
|