Государственная Дума продолжает
обсуждение основного финансового документа РФ - федерального бюджета на
2015-2017 годы. Правительство РФ внесло законопроект в нижнюю палату парламента
в конце сентября, и за полтора месяца с его основными параметрами и
стратегическими линиями смогли ознакомиться и депутаты, и эксперты. Главный
вопрос, который не должен был остаться без ответа, насколько бюджет отвечает
современным угрозам и вызовам, тем, с которыми столкнулась Россия сегодня -
после введения Западом экономических санкций, из-за падения цен на нефть и
ослабления рубля.
Предваряя рассмотрение, члены
правительства и депутаты из «Единой России» заверили, что все социальные
обязательства государства будут выполнены, что основной статьей расходов
по-прежнему остается поддержка граждан и «оказание социально значимых услуг в
сфере образования, здравоохранения, культуры». На это будет направлено 57%
денег федерального и региональных бюджетов. Заложены средства на выплату
пенсий, различных субсидий и компенсаций – за три года только в федеральном
бюджете на эти цели предусмотрено более 2,5 трлн. рублей. Прозвучали заверения
по-прежнему поддерживать важнейшие инфраструктурные проекты, развивать
инновационные кластеры, активно заниматься программами по импортозамещению и
так далее.
Было бы логично предположить, что на
этот раз в проекте федерального бюджета будут содержаться не просто абстрактные
миллиарды и триллионы, направляемые в те или иные отрасли народного хозяйства и
сферы жизни общества. А мы увидим предложения правительства, которые, с одной
стороны, будут способствовать минимизации негативных последствий надвигающегося
кризиса, а с другой - способствовать реализации векторов развития, поддержке
«точек» роста, вывода всей экономики России на принципиальной иной уровень –
позволяющий кардинально решать как стратегические, так и
социально-экономические задачи. Пока, к сожалению, ничего подобного в проекте бюджета
не предлагается. Более того, сам документ вызывает массу вопросов, и прежде
всего по основным прогнозным показателям.
Выставляя основные параметры бюджета на
2015 год (доходы - 15,082 трлн. рублей (19,4% ВВП), расходы - 15,513 трлн.
рублей (20% ВВП), дефицит - 430 млрд. рублей), правительство взяло за
основу в расчетах цены на нефть на уровне 100 долларов за баррель (96
долларов), инфляцию в 5,5%, среднегодовой курс доллара - 37,7 рубля. По его
мнению, рост экономики в следующем году должен составить 1,2%.
К сожалению, даже для такого оптимизма
нет никаких оснований. Падение российской экономики обрело устойчивый характер
- с 5,2% ВВП в третьем квартале 2011 года до 0,8% во втором квартале 2014-го.
По итогам 2014 года, как признают сами члены экономического блока
правительства, рост составит лишь 0,5% ВВП. И непонятно, что должно придать
российской, по-прежнему сырьевой экономике импульс для увеличения в полтора
раза в 2015 году и аж в шесть раз - до 3% - за два последующих. Для такого
скачка должны быть очень веские основания, которых Кабинет министров не
представил.
Одним из таких оснований мог бы стать
рост инвестиций. О них в проекте федерального бюджета также сказано. Согласно
базовому сценарию социально-экономического развития России на период 2015-2017
годов, на основе которого сверстан бюджет, чистый вывоз капитала в 2015 году не
превысит 50 млрд. долл., в 2016-м - 30 млрд., в 2017-м - 20 млрд. долл. Однако
пока картина прямо противоположная. По оценкам ВШЭ, чистый отток капитала
только в октябре 2014 года превысил 25 млрд. долларов, а с начала года он
составил уже 110 млрд. долларов (!). Эти данные превышают официальные прогнозы
Минэкономразвития (100 млрд. долларов) и Банка России (90 млрд.).
Правительство пожинает плоды собственной
экономической политики: сокращение свободы предпринимательства, новые
административные и прочие барьеры, недальновидное вбрасывание в общественное
мнение непродуманных и непроработанных инициатив вроде введения налога с продаж
или налога на «ремесленников» и повышении прежних. Все это не укрепляет
уверенность предпринимателей в стабильности «правил игры», побуждает их искать
более «тихие гавани», благо кабинет министров мало что предпринимает и для
того, чтобы остановить это бегство капиталов. А ведь это те самые деньги,
которые, будь они оставлены в стране, могли бы способствовать открытию новых
современных производств, созданию новых рабочих мест, которых, несмотря на
низкую официальную безработицу, так не хватает в стране, особенно в сельской
местности, создание новых лабораторий, работающих на завтрашний день России.
При этом правительство на три грядущих года закладывает в бюджете сокращение
расходов на национальную экономику, промышленность и сельское хозяйство - с
15,9 до 13,5%.
Бурные дискуссии вызывает и содержащийся
в проекте бюджета прогноз по инфляции, который правительству представляется на
уровне не более 5,5% в 2015 году, и еще ниже - 4-4,5% - в 2016-2017 годах. И по
инфляции наблюдается та же устойчивая тенденция - только не к падению, а к
росту. В 2011 году она составляла 6,1%. 13 ноября Центральный банк, по сути,
отказавшись от собственных неоднократно корректируемых прогнозов, объявил о
том, что инфляция в России по итогам 2014 года уже достигла 8,6%. Стоит ли
говорить, что тот рост цен, который на своих кошельках ощущают граждане России,
гораздо выше и этих, далеко не низких процентов.
Оторвался от официальных прогнозов и
курс рубля по отношению к доллару. Он уже не 37,7, как заложило в бюджет
правительство, а более 47 рублей за доллар. И это еще больше разгонит спираль
инфляции, тем более что Центральный банк на днях принял решение отпустить рубль
в «свободное плавание». Отечественный производитель не в силах в одночасье
снивелировать копившуюся годами зависимость российского рынка от импортных
продуктов, товаров, лекарств. Значит, вслед за курсом продолжат взлет и ценники
на импорт. Так что даже если правительство исполнит «социальный бюджет» и будет
выплачивать бюджетникам обещанные зарплаты и пособия, их «вес» окажется далеко
не таким, на который рассчитывали граждане.
Если к этому прибавить расходы россиян
на постоянно растущие услуги ЖКХ, на бесконечно реформируемые «медицинские и
образовательные услуги», то ситуация будет вызывать еще большую тревогу.
Похоже, придется отказаться и от
эффективного решения задач по развитию человеческого потенциала, укреплению
здоровья нации, подготовке нового поколения профессионалов. На ближайшие три
года российское правительство предлагает потуже затянуть пояса и в период
2014-2017 годов снизить долю расходов на образование - с 4,6 до 3,9%, на
здравоохранение - с 3,4 до 2,4%, на физкультуру и спорт - с 0,6 до 0,5%, на ЖКХ
- с 0,9% до 0,2%, на культуру - с 0,7 до 0,5%. Как в этой ситуации чиновники на
местах будут обеспечивать дальнейшее исполнение «майских указов» президента
страны, остается только гадать.
Нет смысла отрицать необходимость
увеличения расходов на национальную оборону и безопасность, предусмотренных в
бюджете. Сегодняшнее отношение к России стран Запада, уже ничем не прикрытое
стремление НАТО выйти к границам России в этом смысле не оставляет нам выбора.
Но во всем другом выбор есть, и он должен быть реализован. «ПАТРИОТЫ РОССИИ»
говорили об этом неоднократно. Нужно кардинальное изменение экономической политики
государства, которая сегодня в наименьшей мере отвечает и интересам страны, и
интересам нашего народа. Необходим жесткий (и публичный) анализ того, кому и
зачем выделяются деньги из федерального бюджета и главное – контроль за тем,
как они расходуются. Нужен целый ряд мер, направленных на ослабление налоговой
нагрузки на бизнес и прекращение практики поборов с граждан. Кроме того,
секвестируемый бюджет, если уж его предлагают всей стране, должны почувствовать
на себе и чиновники. Сейчас самое время быть всем в одной лодке.
Надежда Корнеева,
заместитель председателя партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ»,
член Центрального политического Совета, член
Центрального штаба Общероссийского общественного движения «Народный фронт – за
Россию»
17 ноября 2014