Постоянный
рост цен на основные виды продуктов питания, тарифы и услуги воспринимается
сегодня гражданами страны как проблема ничуть не меньшая, чем пандемия
коронавируса, а может быть даже и более серьезная. Пандемия, слава Богу, идет
на спад, тогда как спада цен и тарифов никакого не наблюдается, а скорее
наоборот.
К
сожалению, мы пока не видим со стороны государства четкой и внятной ценовой
политики, комплексной стратегии по регулированию и сдерживанию потребительских
цен и тарифов на услуги ЖКХ, не видим никаких действенных мер, направленных на
обуздание аппетитов торговых монополистов и торговых спекулянтов. При этом
остается нерешенной еще одна острейшая проблема, которая заключается в
очевидном несоответствии цен и тарифов доходам абсолютного большинства
российского населения. Вместо решения проблемы, напротив, предпринимаются шаги,
способные только увеличить это несоответствие. Сравнительно недавно таким
шагом, крайне ошибочным и несправедливым, стало принятие парламентским
большинством закона о новой методике расчета прожиточного минимума. В
соответствии с этой методикой прожиточный минимум, а с ним и МРОТ, отвязываются
от потребительской корзины и ставятся в зависимость от т.н. медианной зарплаты,
что означает фактически заморозку минимальных зарплат и пенсий в стране на их
нынешнем нищенском уровне.
Поэтому
Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ будет настаивать на том, чтобы
основой для определения величины прожиточного минимума и МРОТ вновь стал закон
о потребительской корзине. Мало того, мы предлагаем свой, альтернативный закон
о потребительской корзине, где кардинально меняется стоимость корзины и ее
состав. Этот закон был разработан нами совместно с наиболее сильными, авторитетными
экспертами и учеными Российской Федерации, и получил официальное положительное
заключение со стороны Российской Академии наук.
В
соответствии с нашим вариантом стоимость потребкорзины более-менее отвечает
современным ценам и тарифам и составляет 31 тысячу рублей. При этом структура
корзины существенно меняется в пользу повышения качества жизни и здоровья
граждан. В частности, мы предлагаем уменьшить объем потребления населением
хлебных изделий, картофеля, сахара, кондитерки, растительного масла, и
одновременно увеличить объём потребления овощей, фруктов, мяса, молока, рыбы,
яиц. Наш вариант корзины включает также подгруппы спортивных и медицинских
товаров для поддержания здоровья и профилактики заболеваний россиян. Помимо
этого законопроект предусматривает 12 видов услуг, причем 11 из них – вне
статьи расходов на оплату услуг ЖКХ.
Именно
с принятия такого закона, за которым должно последовать повышение по меньшей
мере вдвое минимальных зарплат и пенсий, следует начинать решение задачи по
установлению справедливого баланса между действующими в стране ценами и
тарифами и доходами граждан. Важной дополнительной мерой в этом направлении я
бы считал также принятие закона о предоставлении государственных субсидий на
покупку жизненно необходимых лекарств – в случаях, когда расходы на них
превышают 10% совокупного дохода гражданина. Аналогичный подход необходимо
использовать и в отношении услуг ЖКХ.
Все
вместе вышеуказанные законодательные меры позволят нам реально повысить
благосостояние россиян, и прежде всего малоимущих. И тогда нам не придется
всерьез обсуждать вопрос о введении унизительных для граждан и проблемных с
точки зрения реализации новаций, вроде продуктовых карточек и отдельных
магазинов для бедных.
Ну,
а дальше нужно уже подключать все имеющиеся у государства рычаги и механизмы,
позволяющие эффективно противостоять любому необоснованному повышению цен и
тарифов. И в первую очередь государство обязано выстроить реально работающую
систему противодействия разного рода монополистам и спекулянтам, слишком
вольготно обосновавшимся на российском рынке. Среди прочего необходимо ввести
реальное госрегулирование тарифов естественных монополий, которые, как
известно, закладываются в стоимость большинства товаров и услуг.
В
чем это должно выражаться? Я давно предлагал и продолжаю настаивать на принятии
закона, который ограничивал бы рост цен на энергоносители уровнем инфляции.
Такое правило нужно распространить на бензин, дизельное топливо, газ и прочее,
т.е. на все, чем владеют естественные монополии. Тогда монополисты уже не
смогут проводить ту политику, которая им нравится, и которая только
раскручивает в стране инфляцию. И тогда у нас появится шанс вернуться к
условиям, когда все тарифы были приемлемыми, доступными, и мотивировали
развитие любого производства – хоть промышленного, хоть сельскохозяйственного.
Теперь
о том, как искоренить основное зло, а именно – ценовой беспредел торговых
спекулянтов, которые торгуют у нас зачастую по ценам, завышенным даже на в
десятки, а на сотни процентов. Здесь не нужно изобретать никакого велосипеда –
достаточно посмотреть, как поступают со спекулянтами в странах с развитыми,
успешными экономиками. А там давно действует очень простой и прозрачный
механизм: со сверхнаценок взимаются сверхналоги. Скажем, если та или иная торговая
компания получила сверхприбыль, она платит с нее соответствующие сверхналоги.
Вот и выходит, что торговому бизнесу при такой системе становится просто
невыгодно накручивать цены на товары. Точно также нужно поступать и нам, сделав
уплату сверхналогов со сверхнаценок необратимой, и не позволяя при этом
торговым спекулянтам фальсифицировать свою отчетность. Получая сверхприбыль и
платя при этом мизерные налоги, они по сути совершают преступление. И за это
преступление нужно, если не очень массово, то во всяком случае показательно,
штрафовать миллионными суммами и лишать права заниматься тем или иным видом
торговой деятельности. Тем более, что кроме опустошения кошельков и карманов
действия торговых спекулянтов грозят еще и другими опасностями потребителю,
если распространяется фальсификат. Ведь у нас сплошь и рядом фальсификат
встречается среди лекарств, среди продуктов питания: чуть ли не половина всех
продуктов не соответствует тому, что напечатано на этикетках.
Поэтому,
премьеру Мишустину с его огромным опытом работы в налоговой сфере, здесь, как
говорится, все карты в руки. Но помимо контроля налогового и антимонопольного
необходимо создать условия для народного контроля за потребительскими ценами и
тарифами. Мы не раз предлагали, – и даже вносили соответствующий законопроект,
– предоставить самим гражданам, потребителям право определенным образом
отслеживать и фиксировать явно необоснованные, "накрученные" цены на
основные виды продуктов питания, товаров, лекарств и услуг. А вознаграждением
людям, выявляющим такие факты, могла бы служить часть средств от суммы штрафов,
назначаемых за преступные манипуляции с ценами. Граждане, общественные
организации, политические партии должны взять ситуацию под свой повсеместный
контроль, чтобы помогать государственным структурам выявлять торговых
спекулянтов и бить их рублем. Система народного контроля предполагает, что
торговцы должны в обязательном порядке предоставлять потребителю информацию не
только о цене продажи товара, но и о цене оптовой закупки, и о цене производителя.
Я
глубоко убежден в том, что если человек чуть ли не каждую неделю хватается за
голову, видя изменившиеся ценники в магазинах и аптеках, или квитанции на
оплату услуг ЖКХ, то он проживает явно не в социальном государстве. И точно
также нельзя считать социальным государство, где уже многие годы сохраняется
огромная пропасть между доходами простых трудящихся и доходами многочисленных
чиновников, министров, депутатов разных уровней, не говоря уже о пресловутых
руководителях и топ-менеджерах госкомпаний, госкорпораций и госбанков. Эту
проблему тоже давно пора решать, и сделать это можно только одним путем:
принятием специального закона, который привязал бы зарплаты начальников разного
рода бюджетных учреждений и предприятий к средним заработкам по этим
учреждениям и предприятиям, в пропорции не более 5-7 крат. Примерно такое же
законодательное решение должно касаться и депутатов, министров, губернаторов,
прочих госчиновников, чьи зарплаты необходимо привязать к средним по региону и
по стране. Вот такой вариант борьбы с социальной несправедливостью, наверное,
позволит вернуть людям веру в социальное государство. А пока, к огромному
сожалению, мы продолжаем жить в стране, в которой для одних проблема
заключается в пустых щах, а для других – в мелком жемчуге.
Источник:
Официальный сайт
социалистической партии
«Справедливая Россия – ПАТРИОТЫ – За правду