Политическая партия
«ПАТРИОТЫ  РОССИИ»
Кемеровское  Региональное  отделение

 
Меню сайта

Разделы новостей
Депутатская деятельность
Газета «Патриоты России»
Новости штаба Общероссийского Народного Фронта в Кемеровской области
Позиция
У политических оппонентов
Партийные новости
Я вступил в «Патриоты России»

Поиск

Календарь
«  Сентябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Газета «Патриоты России»
Газета "Справедливая Россия"

Официальное издание социалистической партии "Справедливая Россия - ПАТРИОТЫ - За правду", номер 4, май 2021 года

Статистика

Главная » 2013 » Сентябрь » 26 » «ПАТРИОТЫ РОССИИ»: «Косметические антикоррупционные меры не соответствуют масштабам угрозы»
09:22
«ПАТРИОТЫ РОССИИ»: «Косметические антикоррупционные меры не соответствуют масштабам угрозы»

«ПАТРИОТЫ РОССИИ»: «Косметические антикоррупционные меры не соответствуют масштабам угрозы»

В свое время историк Николай Карамзин определил главную российскую проблему одним словом: «Воруют». За двести лет фраза не утратила своей актуальности и, думается, в ближайшее время не утратит. Тем не менее, борьба с национальным злом периодически обостряется.

Неблагополучное состояние экономики и масштабы коррупции обозначили простую дилемму - либо коррупция убьет действующую модель российского государства, либо государство минимизирует ее негативное воздействие.

Обострилась эта борьба и пять лет назад, когда громкой инициативой стал «Национальный план противодействия коррупции», озвученный и подписанный президентом РФ Дмитрием Медведевым. В середине января 2009-го вступила в силу основная часть этого плана - Федеральный закон «О противодействии коррупции». Страна вновь начала борьбу с коррупционерами. Уповали на политическую волю президента и взятое страной обязательство отчитаться перед международным сообществом о проделанной работе.

В 2006-ом,  после того как несколько международных организаций обвинили Россию в резком росте коррупции, власти поспешили (быстрее многих европейских стран) ратифицировать соответствующие конвенции ООН и Совета Европы. Правда, при этом основы российской коррупционной системы так и не были затронуты. Так,  из ратифицированной в 2006-м году Конвенции ООН против коррупции был изъят важнейший элемент – 20-я статья, которая позволяет гарантированно привлечь к уголовной ответственности любого чиновника, расходы которого явно превышают официально задекларированные им доходы. В отличие от десятков стран с наименьшим уровнем коррупции в российском законодательстве такой действенный антикоррупционный механизм не предусмотрен.

Это и позволяет предприимчивым чиновникам, официально получающим небольшое вознаграждение, вести вызывающе роскошный образ жизни на фоне бедности, в которой прозябает большинство населения.

Если бы 20-я статья была ратифицирована, то любой чиновник с официальной зарплатой в 30 – 50 тысяч рублей, живущий в шикарном особняке и разъезжающий на «крутом» автомобиле, вынужден был бы документально подтверждать законность своих расходов. В противном случае он рисковал бы оказаться на скамье подсудимых и получить реальный срок лишения свободы.

Коррупция в современной России достигла таких масштабов, что впору говорить о национальном бедствии, угрожающем основам безопасности страны. Это вынуждены признать и первые лица государства. Однако, без ратификации 20-й статьи Конвенции ООН любой, даже самый «красивый» закон о противодействии коррупции, является, по сути, импотентом.  На этом фоне косметические антикоррупционные меры, принимаемые в последние годы российскими властями, выглядят декларативно и явно не соответствуют масштабам угрозы, которая вышла из под контроля государства.

Институт «откупа»  для коррупционеров

Предвыборные кампании в современной России всегда сопровождаются усилением антикоррупционной риторики. Неудивительно, что в 2008-м году борьба с нечистыми на руку чиновниками была громогласной. При этом власть публично озаботилась всей серьезностью ситуации и стала претворять в жизнь  «системный ответ» на «системную проблему». Основным последствием принятия закона «О противодействии коррупции» стало вовсе не сокращение масштабов коррупции.

По официальным данным МВД, за период 2008-2011 гг. средний размер взятки... вырос в 33 раза! Подписанный в мае 2011 года Дмитрием Медведевым закон о кратном увеличении штрафов за взятки, по сути, закрепил достигнутые на ниве борьбы с коррупцией неутешительные результаты: вместо неотвратимости наказания за угрожающие национальной безопасности страны преступления он фактически ввел «институт откупа» для коррупционеров, которые получили возможность избежать реального уголовного преследования, заплатив в качестве штрафа от 25 тысяч до 500 миллионов рублей. Вполне ожидаемо новая антикоррупционная инициатива Дмитрия Медведева привела к значительному росту аппетитов коррупционеров в качестве своеобразной платы за возросший риск: всего за год (с мая 2011 по май 2012 года) средний размер взятки вырос в пять раз, составив 300 тысяч  рублей.

По мнению противников ратификации 20-й статьи Конвенции ООН против коррупции, уровень законодательного регулирования противодействия коррупции в нашей стране является достаточным. Тогда почему высокопоставленные чиновники, уличенные в хищении и нецелевом использовании миллиардов бюджетных средств, на что указывают материалы Счетной палаты и  правоохранительные органы, по-прежнему остаются на свободе?

Возможно, потому что в 2003-ем году Федеральным законом №162 была отменена конфискация имущества, нажитого преступным путем.

Отмена конфискации в момент принятия этого решения подавалась как мера гуманизации системы наказаний в России. Но на практике результаты оказались иными. Отмена конфискации мало отразилась на преступниках из неимущих слоев общества, у которых, как правило, и так нечего отбирать. Зато уверенно себя почувствовали коррупционеры и высокопоставленные воры.

Бюрократизм плюс показуха

Помимо прочего, с начала новой антикоррупционной кампании явно обозначились три момента, которые подрывали затею Дмитрия Медведева и его команды на корню. Первое - это захлестнувшая страну административная эйфория. Второе - короткая ментальная память, которая не позволяет смотреть на происходящее критически, учитывать опыт предыдущих эпизодов борьбы с коррупцией и анализировать причины, по которым они не принесли ощутимых результатов. Сюда же можно отнести не совсем понятные ожидания некоторых экспертов, почему-то полагающих, что раз Медведев является либералом, а не силовиком, значит, на этот раз все получится. Третье соображение касается кадров, которые должны проводить и проводят в жизнь системные меры, предусмотренные существующим планом борьбы с коррупцией.

На деле национальный план не предлагает ничего экстраординарного. Все приведенные рецепты озвучивались ранее. Госорганы опять занялись самолечением, стали искоренять коррупционные позывы сами в себе. Национальный план обозначил ряд удивительных моментов, вызвавших улыбки у коррумпированных чиновников:

«…Воспитание у правоприменителей уважительного отношения к закону».

«…Установление запрета на прием на правоохранительную службу и службу в органах федеральной службы безопасности граждан, имеющих (имевших) судимость, уголовное преследование в отношении которых прекращено  по  нереабилитирующим основаниям».

«…Сокращение излишней численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов».

«…Формирование в обществе и государственном аппарате уважительного и бережного отношения к частной собственности <…> повышение правовой культуры».

В 2010-м, 2011-м, в разгар «медведевской кампании» автор настоящей статьи дважды был задействован в проведении курсов повышения квалификации «Противодействие коррупции в органах государственного и муниципального управления». Губернаторская программа (бесспорно, полезная) для государственных и муниципальных служащих Ростовской области.  Официальная позиция представителя администрации Ростовской области: «В нашем регионе делают все возможное, чтобы коррупция в Ростовской области стала неприличным понятием». «В нашем регионе приняты, наверное, все возможные меры для борьбы с коррупцией. В 2009 г. появился местный закон «О противодействии коррупции в Ростовской области», в Ростовской области программы по противодействию коррупции существуют во всех муниципальных образованиях. Кроме того в Ростовской области создана и успешно работает комиссия по противодействию коррупции».

В общем, создается впечатление, что под борьбой с коррупцией, хоть в высших эшелонах власти, хоть на региональном уровне, должностные лица почему-то понимают создание новых, специально предназначенных для этого ведомств и проведение тематических занятий.

Но, как говорил писатель Станислав Ежи Лец, в действительности все не так, как на самом деле.

В организации занятий уже тогда наметился бюрократический подход: часть слушателей из небольших районных администраций области формально, для отчета о проделанной работе, по разнарядке направлялись на обучение два года подряд с получением соответствующего аттестата (для улучшения показателей количества чиновников, повысивших антикоррупционное правосознание). Помните, в том же 2010 г. летом во время поведения в Ростове-на-Дону саммита ЕС, в районе «Сельмаша» не хватило рулонов с газонной травой. Землю на газонах местами покрасили.  Показуха в современной России не изжита.

Пчелы против меда

По данным интернет-библиотеки русскоязычных СМИ Publik.ru, общая сумма ущерба, нанесенного государственному бюджету коррупционной деятельностью региональных министров (по фактам, фигурирующим в прессе в 2012 г.) - около 34 миллиардов рублей. Ростовская область заняла в рейтинге 9-е место – 120 млн. рублей (1-е, разумеется, – Московская область, 8-е - Архангельская, 10-е – Астраханская область. Сфера хищений: здравоохранение, строительство, ЖКХ, сельское хозяйство)

Безответственность высших чиновников и современный менталитет – две закономерности, в которых в какой-то степени нужно искать причину тотальной коррупции, поразившей сегодня всю вертикаль власти - от рядового чиновника до министра, и всю структуру правоохранительных органов - от постового полицейского до прокурорских работников. Но если с коррупцией на нижних этажах власти еще можно было бы справиться путем принятия таких мер, как беспощадные увольнения и возбуждение уголовных дел, повышение зарплат и воспитательная работа, то коррупция в высших эшелонах власти представляется при нынешнем положении дел практически непобедимой. Просто потому, что ею в той или иной степени повязана вся властная вертикаль, и даже честные руководители являются заложниками этой круговой поруки.

Резонансные разоблачения в ключевых министерствах страны за последний год подтвердили опасения:  Национальную программу борьбы с коррупцией реализовывали сами коррупционеры. Как говорится, пчел назначили бороться с медом.

Наиболее резонансные коррупционные дела с участием российских чиновников с суммами ущерба (2012 г.): Оборонсервис - около 7 млрд. руб, Росагролизинг  - 39 млрд. руб, Олимпиада в Сочи - 17 млрд. руб, саммит АТЭС - 6,5 млрд. руб, ГЛОНАСС - 6,5 млрд. руб, закупка противогололедных реагентов в Москве - 3,5 млрд. руб, хищения на строительстве и капремонте объектов тепло- и водоснабжения в Санкт-Петербурге - 3 млрд. руб, Росреестр - 1 млрд. руб, Курорты Кавказа и т.д.

Коррупция в современной России не создает ажиотажа, она привычна и выступает как обычное явление. О коррумпированности высоких должностных лиц из исполнительных и законодательных органов власти говорится открыто и с упоминанием фамилий. В СМИ сообщается о том, что многие факты находят подтверждение.

Однако об уголовных делах, приведших к реальной судебной ответственности (лишению свободы), известий практически нет.

Даже в тех немногих случаях, когда уголовные дела все же возбуждаются, у народа не возникает веры в серьезность намерений власти. Большинство полагает, что это результат объявленной кампании, как правило, совпадающей с предвыборной, или «показательные выступления» власти, демонстрирующей применение правового подхода к «беловоротничковой» преступности.

«Показательная порка» отдельных коррупционеров из элиты, причем публичное сообщение об их криминальных или аморальных действиях, как правило, воспринимается народом либо как персональное сведение счетов, либо как сбрасывание «отработанного материала» («потерпевший» Анатолий Сердюков,  проживающая в своем особняке во Франции Елена Скрынник, эмигрировавший с самой богатой женщиной страны Е. Батуриной бывший мэр Москвы Юрий Лужков и т.д.).

Наказание — перевод на другую должность, тоже денежную

Для красного словца считаю возможным упомянуть о непотопляемости главного приватизатора страны, всенародного «любимца» Анатолия Чубайса - фигуранта нашумевшего в свое время «дела писателей», получившего баснословные гонорары за неопубликованную книгу. Он же - инициатор выноса долларов в коробке из-под ксерокса во время проведения кампании по выборам президента Б.Н. Ельцина. Наказание – переводы на другие безбедные должности.

Реорганизация энергосистемы страны - электроэнергия подорожала в 20 раз, масштабная авария энергосети в Москве в 2005 году, катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, унесшая десятки жизней, коллапс энергосистемы, поразивший Центральную Россию зимой 2010/11 года, оставивший без света сотни тысяч людей. После завершения раздробления энергетического колосса России – РАО ЕЭС на 24 части,  в одном только ОГК-2 руководству компании в качестве выходных пособий было выплачено 557 млн. рублей. Для этого фирме пришлось брать кредит, так как своих средств не хватило.

В 2008-м А.Чубайс стал у руля госкорпорации «Роснано». Размах госбюджетного финансирования далек от «наноразмеров». В августе 2011-го нанофокусник принародно демонстрировал премьеру В.В.Путину свои достижения: планшетник для школьников и светодиодную лампочку.  Известно, что «российский» планшетник собирается за границей, его цена выше рыночной. А «уникальная» российская светодиодная лампочка – лишь аналог китайских, которыми завалены все электромагазины по вдвое меньшей цене. Все сходит с рук, даже такой формат прилюдного общения с премьером.

На одной строчке с Гондурасом

Коррупция прочно вошла в символический универсум российского общества и нашла обоснование в следующих схемах:

1) коррупция безнаказанна – публикации, сообщения о взятках, о нецелевом использовании бюджетных средств, о получении роскошных подарков и т.д. практически никогда не заканчиваются сведениями о реальном привлечении к судебной ответственности и наказании взяточника;

2) коррупция в России неискоренима – это расхожая идея всех должностных лиц, ответственных за борьбу с коррупцией, регулярно озвучивается в публичных дискуссиях.

3) коррупция в России обладает системной природой – публичное обсуждение нормативно-правовых новаций всегда содержит указание на более чем вероятное увеличение взяток в случае применения нормы обсуждаемого закона.

Обычно в российской прессе можно видеть отчеты «Transparency International» - международной общественной организации, отслеживающей прозрачность национальных экономик государств и выводящей рейтинг (индекс) коррупции на данном этапе развития конкретных обществ. По данным организации, индекс рассматривает все возможные формы коррупционной деятельности, включая взятки должностным лицам и их участие в распределении прибылей от выполнения государственных заказов, а также незаконное или недобросовестное использование бюджетных средств. Оценивается также эффективность антикоррупционных мер.

По ее данным, в 2008 году, когда получила старт очередная антикоррупционная кампания, Россия занимала по индексу восприятия коррупции 147-е место среди 180 стран и находилась в худшем положении, чем Нигерия, Замбия, Того, Эфиопия, Эритрея, Либерия, Мозамбик и Уганда.

В 2012-ом по уровню коррупции Россия поднялась на 133-е место и теперь делит одну строчку с Гондурасом, Ираном, Гайаной и Коморскими островами.

В прошлом году Россия занимала 143 место в одной группе с Азербайджаном, Белоруссией, Мавританией, Нигерией, Того и Угандой. 

В разные годы в рейтинге восприятия коррупции участвовало разное число стран. Чаще всего за 11 последних лет ступеньку рейтинга мы делили с Гондурасом – в 2002, 2006 и 2012 годах. Но три совпадения в 11 случаях при более чем ста других вариантов (число стран, участвующих в рейтинге) позволяют считать Республику Гондурас самой подходящей страной для вычисления относительного коэффициента восприятия коррупции. Иными словами, если коррупцию в гондурасском госсекторе принять за 100%, то у нас она последние пять лет была на 30-80% больше. И только в этом году опять снизилась до гондурасского уровня.

Мы можем подозревать TransparencyInternational в предвзятости по отношению к России, но эти рейтинги содержат один абсолютный и очень простой показатель, на который не могут повлиять никакие изменения методики расчета индекса коррупции. Это число участвующих стран. В 2001 году их было 91, в прошлом и позапрошлом – 180, в этом – 176.

Общие выводы юристов неутешительны: тенденций, свидетельствующих о снижении уровня коррупции, не наблюдается, меры по противодействию ей носили декларативный и иллюзорный характер для чиновников всех уровней.

Остроту ситуации подчеркивает и распространение этого явления. «Средняя взятка сегодня – порядка 250 тыс. рублей, особо крупная – 1,2 млн в 2010-м и 1,5 млн в 2011-м», – заявил в октябре 2011-го статс-секретарь – замминистра МВД России Сергей Булавин. В 2010 году, по данным его ведомства, средняя взятка равнялась 61 тыс. рублей, в 2009-м – 23 тыс., а крупная – 927 тыс.

На критической отметке

Впечатляет ничуть не меньше и динамика коррупции на бытовом уровне. Граждане вынуждены сталкиваться с ней в повседневной жизни, например при посещении медучреждений, общении с сотрудниками ГИБДД или получении бюрократических справок. По данным правоохранительных органов, по сравнению с 2005 годом средний размер бытовой взятки увеличился почти в 2 раза – с 2780 до 5285 рублей.

При этом основной рост приходится не на крупные и сверхкрупные взятки, а на взятки среднего уровня, что говорит о катастрофическом разрастании коррупционного процесса.

Теневой ВВП, по мнению экспертов, с 2008 года также вырос на 17,6%, но с 2011 года зафиксировался на отметке 52,6%.  Теневой сектор в России не растет уже год. Это не заслуга властей - просто уровень коррупции достиг максимума.

Эксперты характеризуют это как «уникальную ситуацию». «Россия либо достигла коррупционного дна, либо зафиксировалась на критической отметке, за которым может последовать стадия разложения институтов власти, экономического и политического распада», - считают они.

В современных реалиях сформировать уважение любящих Родину граждан к государству, высшие чиновники которого (то есть, слуги народа), без должного наказания демонстрируют коррупционные практики, открыто и беспардонно игнорируют стратегические интересы государства и инициативы правящего тандема, отнюдь не так просто.

Культурно-исторические особенности национального менталитета формируются не только посредством социального нормативного регулирования: нормы обычаев, морали, религиозные нормы, корпоративные, правовые. Эти нормы и соблюдаются, и нарушаются. Неправильное поведение поддается исправлению при помощи санкций. Сложнее с информационным регулированием, которое  не менее мощно формирует поведение, ценностную ориентацию, образ жизни.

 С одной стороны - поклонение в российском переходном обществе культу золотого тельца, где основной национальной идеей является обогащение (показная роскошь: яхты, самолеты, спортивные клубы, особняки и квартиры за рубежом и т.д.), с другой - призывы к  правомерному поведению. Такое лицемерие особого энтузиазма у подавляющего количества россиян не вызывает.

«Патриоты России» – за включение на законодательном уровне механизма конфискации имущества, приобретенного преступным путем!

«Патриоты России»– за ратификацию 20-й статьи Конвенции ООН против коррупции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 года!

«Патриоты России» – за реальное, а не декларативное привлечение к уголовной ответственности коррумпированных чиновников, предающих интересы государства!

Сергей АЛЕКСЕЕВ, заведующий кафедрой «Юриспруденция» Института сервиса и туризма Донского государственного технического университета, доктор социологических наук, старший советник юстиции.

 

15 августа 2013



            ПЛАН СЕМИГИНА
 



             

Лента новостей

30.03.2024
На общественное обсуждение вынесен проект Постановления Правительства об увеличении выплат по программе "Земский учитель" в полтора раза. Выплаты повышаются с 1 до 1,5 млн рублей, а для регионов Дальнего Востока и новых территорий – с 2 до 3 млн. Также программу предлагается расширить на города с населением до 100 тысяч человек.

Читать далее...

05.04.2023
Минфин и Центробанк разработали программу долгосрочных сбережений, позволяющую гражданам при софинансировании государства копить средства в негосударственных пенсионных фондах. Договор с НПФ будет заключаться минимум на 15 лет, накопления также можно будет получить при достижении 55 лет женщинами и 60 лет мужчинами. При этом, по данным ЦБ, доходность пенсионных накоплений в НПФ в 2021 году была ниже доходов по банковским вкладам и почти вдвое ниже инфляции.

Читать далее...

05.04.2023
Новая концепция внешней политики России дает ответы на все вопросы о наших целях, задачах и угрозах. Запад во главе с американцами пытается подмять под себя международное сообщество. И в этом документе прямо сказано, что Москва рассматривает курс США как главный источник рисков для своей безопасности и международного мира. Мы будем менять существующий несправедливый миропорядок вместе с по-настоящему суверенными странами. Каждая страна должна иметь возможность защищать свою культуру, свой суверенитет.

Читать далее...

Я вступил в
«ПАТРИОТЫ РОССИИ»

Ссылки